Posted 10 июля 2014, 20:00

Published 10 июля 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:18

Updated 8 марта, 04:18

Губит людей еда

10 июля 2014, 20:00
Около трети россиян (29%) страдают ожирением. Об этом на днях заявил главный специалист Минздрава РФ по профилактической медицине Сергей Бойцов, добавив, что жителям нашей страны необходимы «кабинеты здорового питания». Тем временем борющиеся с избыточным весом объединяются в группы Общества анонимных обжор по аналогии

«Здравствуйте, меня зовут Тамара, и я – компульсивно переедающая», – показывает пример координатор собрания, подтянутая женщина лет пятидесяти. Следом представляются остальные. Так начинается основная часть каждой встречи Общества анонимных обжор. Само же собрание всегда открывается минутой молчания. Затем желающие берут друг друга за руки и присоединяются к молитве о душевном покое. Для удобства новичков к доске прикреплен листок с ее текстом. Далее, собственно, и следует приветствие: каждый должен называть свое имя и проблему.

Само Общество анонимных обжор как международная некоммерческая организация было основано в Калифорнии в 1960 году, а затем разрослось по всему миру. Пришло оно и в Россию. И, судя по всему, нашим согражданам оно тоже необходимо. По данным Института питания РАМН, в России 60% женщин и 50% мужчин старше 30 лет имеют избыточный вес, а 30% – ожирение.

Кабинет московского психдиспансера, через занавешенные окна которого проникает тусклый свет, а стены практически полностью покрыты плакатами, постерами и мотивирующими цитатами, стал пристанищем для разного рода анонимных сообществ: кроме обжор здесь также собираются алкоголики и наркоманы.

«Начнем наше собрание с вводной части специально для новых участников», – Тамара быстро находит среди кучи бумаг нужный листок и бегло, не отрывая взгляда, начинает читать: «Мы не клуб для людей, сидящих на диетах и подсчитывающих калории, мы не придерживаемся какой-либо определенной системы питания. Наша умеренность в еде основана на воздержании от всех триггерных продуктов (способных спровоцировать новый приступ переедания) и от еды между запланированными приемами пищи. Как только мы достигаем этой умеренности, мы перестаем беспрестанно думать о еде. Мы начинаем жить по-новому».

Тамара берет в руки потертую книгу в мягкой обложке. «12 шагов и 12 традиций» – обязательный атрибут каждого собрания общества, потому как путь к выздоровлению, согласно кодексу общества, лежит через точное следование 12 шагам и 12 традициям, заимствованным у Общества анонимных алкоголиков с той разницей, что слова «алкоголь» и «алкоголик» заменили словами «еда» и «компульсивные обжоры». К слову, о еде здесь говорить не принято: смакование, описание вкусов и запахов вызывает аппетит, что в итоге может привести к срыву.

Открыв нужную главу, Тамара прочитала вслух первый абзац и передала книгу по часовой стрелке другому человеку. После чтения – обсуждение, на выступление каждого по регламенту отведено не более четырех минут.

«Меня зовут Оксана, и я обжора», – с безразличным видом произносит женщина лет 30. Она рассказывает, что от переедания начала страдать семь лет назад, когда бросила курить: «Однажды я встала на весы и поняла, что вижу огромную цифру. Так много я не весила даже после рождения ребенка. Встретилась с подругой, стала жаловаться ей, а она просто взяла и набрала номер сообщества, узнала, когда ближайшая встреча и заставила меня пойти. Я благодарна ей и Богу, что нашла тут такую поддержку».

Очередь переходит к молодой и стройной девушке. Кажется, что ей делать в клубе? «Я опять, не знаю, что со мной. Вы же все понимаете это чувство?» – девушка говорит об очередном срыве. Проблемы с деньгами, с коллегами и начальством, трудности в личной жизни – все это лавиной накрыло ее, оставив единственное утешение – еду: «А потом я сижу и думаю: «Зачем я это сделала? Просто взяла и обожралась. Ведь знаю же, что нельзя».

«Спасибо, Полина», – отвечают собравшиеся. Очередь переходит к Кристине, которая уже 10 лет является членом общества: «Было время, когда мне казалось, что я в ловушке. Днем в офисе бесплатный обед, я отрывалась по полной. Это же бесплатная еда! Возвращалась домой, предварительно забежав в магазин за вкусняшками, садилась перед телевизором часов в 10 и ела, ела, ела. Так я могла сидеть до 4 утра, а потом с осоловевшими глазами бежала на работу, подкрепившись каким-нибудь безумным завтраком». Кристина рассказывает, что перепробовала десятки диет, занималась йогой и даже ходила к «потомственной колдунье», но, не получив результата, решила списать все на неправильный обмен веществ: «Однажды я сходила на тренинг, суть которого была в том, что ты стоишь посреди зала, в самом центре, а люди вокруг высказывают свое мнение о твоем внешнем виде. Один парень оглядел меня и выпалил: «Ты нормальная, просто жрешь много и пиво пьешь!». Я тут же краской залилась и подумала про себя: «Черт возьми, а ведь это же правда».

Очередь подошла к единственному в группе мужчине по имени Дмитрий. Его, высокого и физически крепкого, выдавал лишь пивной живот: «Я здесь в первый раз. До этого посещал Общество анонимных алкоголиков. Избавился от одного – привязалось другое. С утра и до обеда держусь, ем мало и низкокалорийно, а вот по пути с работы обязательно заеду в кондитерскую за пирожным. Пару месяцев назад штаны в ЦУМе купил на распродаже, на полразмера меньше, думал, похудею. А то как же! Висят в шкафу до сих пор. Я похудел хорошо только тогда, когда от меня жена ушла. А потом новую нашел и опять…»

Очередь дошла и до Тамары: «Ко мне приехали родственники, а вы все знаете, что это такое: стряпня да готовка. Готовлю, но сама не ем, держусь. А тут с мужем поссорилась, потому что я прошу его какой месяц на даче крышу отремонтировать, а он ни в какую! Лежу ночью и думаю: «Ай, да фиг с ним», – ну, пошла на кухню за пирожком, что уж тут…» Тамара смущенно потупила взгляд: «А на следующий день я поняла, что нужно покорно смириться. Только я подумала, что пусть все будет так, как будет, не хочет делать крышу – не надо, зазвонил телефон. Это был племянник мой. Доложил, что едут с мужем моим за инструментами. Вот как бывает: как только ты смиряешься, Бог сразу начинает работать».

Положенное время уже истекало, как вдруг на пороге показалась худощавая женщина лет сорока. Она выглядела очень странно: короткая, практически мальчишеская стрижка, кофта с длинными рукавами, джинсы и белые колготки (за окном было около +26), на ногах – биркенштоки.

«Привет, как тебя зовут?» – поинтересовалась Тамара (все обращаются друг к другу исключительно на «ты»). «Привет, я Шармель», – ответила незнакомка. «Шармель? Очень интересно. У тебя есть какие-то проблемы с едой?» – продолжала Тамара. «Нет, нет проблем. То есть они есть, но я, кажется, время перепутала. Не на то собрание пришла», – объяснила женщина. В расписании после встречи анонимных обжор стояло собрание клуба анонимных наркоманов.

Подпишитесь