Posted 9 июля 2014, 20:00
Published 9 июля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:19
Updated 8 марта, 04:19
Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд работают в очень необычном жанре – ArtScience, объединяющем искусство, точные науки и необычные философские практики. Через демонстрацию эстетики научных экспериментов они делятся со зрителями своим взглядом на нерешенные проблемы современной науки. «Когда мы с Дмитрием встретились, мы стали спорить о фундаментальных понятиях – что такое масса, заряд, гравитация, и прежде всего, что такое свет, – рассказывает Эвелина Домнич. – Однако для того, чтобы найти ответы на эти вопросы, одной науки оказалось недостаточно, поэтому мы действуем немного в другой плоскости».
Перформанс «Звуколевитация», продемонстрированный во время встречи, представляет собой необычный научный эксперимент, в ходе которого зрители могут наблюдать левитацию тонких золотых пластин. Кусочки золота зависают в пространстве из-за того, что попадают в области очень низкого давления, почти вакуума, который создается с помощью звуковых волн определенной частоты. Перформанс проводится в темноте (освещенной остается только область, в которой действуют художники) и сопровождается громкими звуками с необычными колебаниями и ритмическими изменениями. Воздействие на зрителей происходит на всех уровнях восприятия: из-за сильного резонирования звука зрители могут чувствовать его силу почти физически.
«Нашу работу «Звуколевитация» мы представляем в контексте супрематизма Малевича и других футуристов, которые мечтали, чтобы их полотна позволили зрителям попасть в некую невесомую среду», – говорит Дмитрий Гельфанд. «Мы хотим верить, что наблюдение за такими сложными физическими системами может помочь синхронизироваться с этими процессами, научиться глубже понимать их смысл», – добавляет Эвелина Домнич.
На встрече художники также рассказали о других своих проектах: о «Звезде в стакане», исследующем процесс звуколюминесценции, «Вязкая Вселенная», в котором с помощью силиконовых капель иллюстрируется феномен корпускулярно-волнового дуализма; о «Паре памяти», демонстрирующем прохождение заряженных частиц сквозь камеру Уилсона.
Лекция Эвелины Домнич и Дмитрия Гельфанда стала первым подобным событием в недавно открывшемся выставочном зале «Ходынка» центра современного искусства «Граунд». «Мы сегодня присутствовали на историческом событии, – рассказала куратор проекта Екатерина Бочавар. – Вы находитесь в первой в Москве саунд-галерее, специально предназначенной для демонстрации звуковых перформансов, и сегодня состоялась наша первая лекция в этом пространстве – надеемся, что в будущем это станет традицией».