Posted 30 июня 2014, 20:00

Published 30 июня 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:24

Updated 8 марта, 04:24

Кавказская плевательница

30 июня 2014, 20:00
В последние дни Московского кинофестиваля решено было устроить закрытый показ ремейка фильма «Кавказская пленница», который выйдет в прокат только в конце августа. Режиссер Максим Воронков, правда, просил не называть его работу ремейком: мол, это вообще другой фильм. Но более похожей по сюжету «Кавказской пленницы» сло

Исполнительницы роли Нины Насти Задорожной на спецпоказе не было. Шурик – Дмитрий Шаракоис, известный по роли Левина в первом сезоне «Интернов» – присутствовал. Как и Геннадий Хазанов, сыгравший Саахова. Большинство актеров, вышедших поклониться зрителям перед просмотром, сами смотрели картину впервые.

Воронков посетовал, что снимать было непросто. Практически пули свистели над головой: когда с инвесторами уже была достигнута договоренность, выяснилось, что параллельно другой «концессией», как говаривал товарищ Бендер, будет сниматься еще одна «Кавказская пленница», политически и финансово более привлекательная, поскольку конкурирующим гениям кино удалось ударить по рукам с компанией «Курорты Северного Кавказа». И инвесторы от Воронкова ушли. А актеры уже были сняты с других проектов, все жаждали хороших барышей. Ведь не секрет: такое кино у нас снимается только для того, чтобы состричь кассу. С горем пополам фильм все-таки удалось доснять.

С первых кадров (да даже и с афиши) видно, что режиссер тщательно поработал над подбором актеров. В том смысле, что если бы вдруг все копии гайдаевской «Кавказской пленницы» в мире чудесным образом исчезли, то актеры Воронкова максимально их воспроизвели бы. И Задорожная, и Шаракоис, и троица, сыгранная когда-то Никулиным, Вициным и Моргуновым, и даже главврач психбольницы – ну ни дать ни взять, пародии на народных любимцев. Правда, на редкость неудачные.

Из гениального Ефремова получился плохой кавказец. Акцент – ни к черту. Не похоже и не смешно. Тосты его героя для коллекции Шурика вроде «так выпьем же за систему ГЛОНАСС» вызывают только недоумение и производят еще более дикое впечатление. Товарищ Саахов, отданный Хазанову, – здесь мэр города Горска. Хазанов смотрится неудачной пародией на Этуша в общем не по своей вине, хотя и его кавказскому акценту совершенно не веришь. Классно сыгранный тогда персонаж теперь напрочь лишен обаяния и вызывает отторжение вплоть до тошноты. В финале Саахова зачем-то помещают на крышу небоскреба «Горск-сити» (ну невероятный гротеск от сценаристов!). При этом выкуп за невесту в фильме, как и раньше, отдается баранами.

У племянника Саахова (Арарат Кещян) явные возрастные проблемы с собственной дочерью: при всем том, что актриса Вера Воронкова бесподобно выглядит, она все-таки старше человека, которого страна знает как жильца универовской общаги. Тысяча извинений, но на 13 лет! Сам Кещян сыграл на порядок хуже, чем он это делает в «Универе»: даже кавказского актера не удалось «вжить» в колоритную кавказскую атмосферу. Эпизодов, когда хочется схватиться за голову, хватит на годовой нудный сериал. Ощущение, что большинство сцен снимали с одного дубля, а оригинальный сценарий «осовременивали» за полчаса на коленке, не покидает весь фильм.

Разве что кадр, в котором Саахов смотрит на висящие на стене портреты – свой и Путина – и произносит реплику о свободной прессе в лице Шурика, хоть как-то тянет на четверть мысли. В остальном – в лучшем случае те же реплики, те же песни и даже та же мимика, что была у актеров оригинальной версии.

К тому, что российские режиссеры не умеют снимать ни ремейки, ни продолжения известных историй, нас уже приучили. Когда несколько лет назад 25-летний режиссер Сарик Андреасян перед премьерой своего «Служебного романа» откровенно полил грязью скептически настроенную общественность, это хотя бы воспринималось как вызов. И по крайней мере фанаты «Камеди клаба» на том фильме могли вдоволь наржаться. А тут даже из них смех будет выдавливаться с большим трудом.

Граждане начинающие режиссеры, давайте не будем больше снимать «ремейки», не будем мучить, соблазнять деньгами и подставлять хороших артистов и не будем, наконец, держать зрителей за идиотов. Иногда рубить бабки лучше тихонько. Чтобы никто этого не видел.