Согласно итогам горячей линии, больше всего выпускников беспокоят сроки проверки экзаменационных работ. «Понятно, что работ очень много, но нужно организовать работу экспертов так, чтобы сроки проверки сокращались», – заявила на слушаниях в Общественной палате член комиссии ОП по образованию Любовь Духанина. Она считает «психологически некомфортным», что девятые классы в этом году уходили на каникулы, не имея результатов ГИА, а одиннадцатиклассники, идя на третий экзамен, не знали результатов двух предыдущих: «Это не добавляет им уверенности в своей успешности». Традиционно много вопросов возникало по поводу порядка экзаменов для школьникаов с ограниченными возможностями: «Уже никто из директоров школ не рекомендует ребенка с переломом позвоночника положить на простынь и в автобусе доставить в пункт приема экзамена, а это реальность, с которой мы начинали. Но вопросы еще остались», – уточнила г-жа Духанина. Она добавила, что формальных проблем здесь нет: «Вся нормативно-правовая база для сдачи ЕГЭ больными детьми утверждена. Теперь остается, чтобы регионы ее освоили до конца».
Кроме того, в некоторых регионах школьники жаловались на «отсутствие здравого смысла в календаре ЕГЭ». В одном из регионов дети с утра узнавали результаты предыдущего экзамена, а днем в случае надобности должны были идти на апелляцию и одновременно писать следующий экзамен. А в некоторых регионах организаторы перегнули с ограничениями для абитуриентов, отметили участники круглого стола. В частности, кое-где пытались вести «норму питьевого режима» – пить только один раз перед началом экзамена, а в других школах не разрешали школьникам выходить в туалет.
Уже сейчас к чиновникам и общественникам поступает много вопросов о том, что делать девятиклассникам, не справившимся с экзаменами ГИА. Начальник отдела нормативного регулирования процедур оценки качества общего образования Минобрнауки Галина Скворцова рассказала о приказе, который в эти дни регистрируется в Минюсте и предписывает девятиклассникам, не сдавшим ГИА, оставаться на второй год. Будет ли этот приказ окончательно принят – пока непонятно. Г-жа Скворцова пояснила, что по нынешнему закону, если ребенок не сдал экзамен, он должен быть выпущен со справкой, однако решения принимаются в каждом отдельном случае на уровне школы: «Кто-то, например, отчисляет и зачисляет обратно».
Поговорили в общественной палате и о выпускном сочинении, которое со следующего года станет обязательным для одиннадцатиклассников. «Если ввести его отдельным обязательным экзаменом, то количество детей, которые не получат аттестат, резко возрастет», – уверена г-жа Скворцова. Поэтому сочинение вводится «мягко» – оно станет не отдельным испытанием, а необходимым условием допуска к ЕГЭ и оцениваться будет по системе зачет/незачет. Сочинение будет проводиться в школе, где учится ребенок, а проверять его будет комиссия школьных учителей с привлечением независимых экспертов – возможно, это будут представители творческих профессий. В министерстве планируют, что писать сочинение будут в декабре с возможностью пересдачи в феврале. Темы же для выпускных сочинений определит специальный совет при Минобрнауки. «Это будет пять-шесть открытых направлений, которые будут заранее известны и вывешены на официальном портале ЕГЭ», – объяснила г-жа Скворцова. На основе этих направлений Рособрнадзор сформирует банк тем. В качестве вариантов тематических направлений обсуждается 10 областей, среди которых: «Юбилей Михаила Лермонтова», «Литература и власть», «Милосердие и справедливость», «Красота».