Posted 10 июня 2014, 20:00

Published 10 июня 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:09

Updated 8 марта, 04:09

Игорь Бунин, президент Центра политических технологий

10 июня 2014, 20:00
Сюжет
Выборы
Вчера закончилась обработка бюллетеней предварительных выборов кандидатов в депутаты Мосгордумы. В этих выборах приняли участие почти 300 тыс. москвичей. О роли прошедших праймериз «НИ» рассказал президент Центра политических технологий Игорь БУНИН.

– Что дала москвичам инициатива «Моя Москва»?

– Главное достижение праймериз – появление очень большого количества кандидатов и отсутствие административного ресурса в том виде, в котором он был раньше, – фальсификации, карусели. Ничего этого не было. У меня осталось такое странное впечатление проснувшихся политиков. Вспоминается ситуация конца 1980-х – начала 1990-х годов. Впервые за долгие годы на одно место претендовали десятки кандидатов. Такого политического энтузиазма я давно не видел.

– Вы ходили на эти выборы?

– Да, я заходил на один участок: 38 кандидатов. Там был один от «Единой России», правда проигравший. Там был предприниматель, который победил. Огромное количество и безработных, и людей разных профессий. Они, видимо, представляли так: «Я такой же, как все москвичи. Почему бы им за меня не проголосовать?» Активные люди почувствовали интерес к политике. Я прихожу, и очень тяжело выбрать. Во-первых, я мало кого знаю. Провел кампанию только один человек, который везде развесил свою фамилию. По закону жанра он и победил, потому что в таком типе голосования самое главное – чтобы тебя заметило больше народа.

– Как отреагировали избиратели на активность кандидатов?

– Пока электорату это все безразлично. Он предпочитает ездить на свои дачные участки и не видит, что это имеет какое-то значение. Преодолеть абсентеизм избирателей было невозможно. Я уж не говорю о том, что было просто жаркое воскресенье.

– Выборы удались?

– Я не могу сказать, что первый блин был комом. Он был не полностью испечен, но испечен. Начинать надо хотя бы с чего-то. Это пробуждение говорит о том, что нам предстоит смена политического класса. Конечно, это не пройдет быстро. Видимо, люди, которые были в политике в 1990–2000-е годы, в ближайшее время (5–10 лет) все уйдут. Так же как это было в конце 80-х – начале 90-х годов.

– Как вы думаете, с чем связана подобная активность кандидатов?

– С отсутствием каких-либо преград, ограничителей, административных ресурсов. Это просто свободное голосование. Никаких фильтров не было, участвовать могли все. Причем, с моей точки зрения, была совершена ошибка. Надо было сразу сказать, что не надо быть выборщиком, регистрироваться, а можно сразу приходить и голосовать. Если бы также было больше рекламы, то нашлось бы больше желающих проголосовать.

– Как вы оцениваете прошедшие дебаты?

– Там действовали простейшие механизмы. Надо было сказать о том, что я существую, я есть, у меня хорошие характеристики.

– Чем еще примечательны прошедшие выборы?

– Нужно понимать, что существовало голосование за власть, за мэрию. Ясно, что праймериз, первоначально, идея «Единой России». Искали людей, которые принадлежат к власти. Использовали простейший политтехнологический прием: развесить себя, везде быть и так далее. В этой связи вызывает интерес поражение Александра Шумского (руководитель проекта Probok.net. – «НИ»). Везде были его плакаты, на них потрачены огромные деньги. А победил оппозиционный кандидат Илья Свиридов (муниципальный депутат от «Справедливой России». – «НИ»). Это говорит о том, что была реальная конкуренция. Власть как бы ставила на Шумского и надеялась, что Шумский победит, а победил Свиридов.

– Что могут эти праймериз значить для Мосгордумы?

– Мосгордума будет обновляться. Конечно, победило много кандидатов от «Единой России». Однако я думаю, что большинство кандидатов, победивших на праймериз, будут избраны в Мосгордуму, потому что они начали избирательную кампанию раньше на три месяца. У них явная фора по отношению к другим кандидатам. Конечно, придут еще какие-то кандидаты в разных округах, и они будут интересными, оригинальными, не связаны с «Единой Россией», могут победить. Однако в значительной степени состав Мосгордумы уже сформирован.

– Помогли ли праймериз, как этого хотели организаторы, выявить волнующие москвичей проблемы?

– Это зависит от кандидатов. Почти все они работали с политтехнологическими командами. А команда должна провести фокус-группу, опрос, выяснить интересы округа и так далее. Да и вообще, в выборах участвовало много людей, тесно связанных с округом, например врачей. Я думаю, все это было достаточно полезным. Кандидаты провели исследования, без которого они не смогли бы победить. Исследования выявляют болевые точки округа, и это, конечно, огромный плюс.

Подпишитесь