Posted 30 мая 2014, 17:15

Published 30 мая 2014, 17:15

Modified 8 марта, 04:15

Updated 8 марта, 04:15

Московская область за три дня решила судьбу местного самоуправления

30 мая 2014, 17:15
Московская областная дума 29 мая сразу в трех чтениях приняла один из важнейших для региона законов, который определяет порядок избрания глав муниципалитетов и Советов депутатов. Законопроект был вынесен на рассмотрение Мособлдумы всего через три дня после подписания соответствующих поправок президентом. А областному п

Закон «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Московской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Московской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Московской области» был принят большинством голосов: из 44 депутатов 34 проголосовали «за», уточняет INTERFAX.RU.

Отметим, что за три дня до этого, 26 мая, президент РФ Владимир Путин подписал новую редакцию 131-го закона, по которому определение системы организации и избрания органов местного самоуправления передается на региональный уровень. Через три дня после этого губернатор Московской области вынес соответствующий региональный закон на рассмотрение думы МО.

По новому областному закону из 359 муниципальных образований (36 муниципальных районов, 35 городских округов, 111 городских поселений и 177 сельских поселений) прямые выборы депутатов районных советов будут проводиться в 8 районах: Дмитровском, Каширском, Ленинском, Луховицком, Озерском, Сергиево-Посадском, Шатурском и Щелковском.

В 11 муниципальных районах советы депутатов районов будут формироваться по принципу представительства поселений: то есть в состав этих советов будут входить депутаты и главы поселений района. Такой принцип формирования райсоветов закреплен в Воскресенском, Зарайском, Истринском, Клинском, Коломенском, Лотошинском, Люберецком, Одинцовском, Пушкинском, Солнечногорском и Ступинском районах, отмечает пресс-служба Мособлдумы.

Прямые выборы глав будут проводиться в Коломенском, Одинцовском, Шатурском, Дмитровском, Зарайском, Лотошинском, Луховицком, Озерском, Сергиево-Посадском и Солнечногорском районах, а также в городских округах Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Котельники, Орехово-Зуево, Реутов. При этом в Коломенском, Одинцовском, Шатурском районах и городских округах Долгопрудный, Дубна, Ивантеевка, Королев, Котельники, Орехово-Зуево глава избирается на прямых выборах и возглавляет Совет депутатов. Главы Реутова, Дмитровского, Зарайского, Лотошинского, Луховицкого, Озерского, Сергиево-Посадского и Солнечногорского муниципального района избираются на прямых выборах и исполняют полномочия руководителя администрации.

В 9 муниципальных районах, 4 городских округах, 45 городских и 43 сельских поселениях главы будут избираться из состава советов депутатов. В частности, такая процедура предусмотрена для Воскресенского, Истринского, Каширского, Клинского, Ленинского, Люберецкого, Пушкинского, Ступинского, Щелковского муниципальных районов, городских округов Балашиха, Коломна, Протвино и Пущино.

В законе упоминаются не все муниципалитеты Московской области, и остается неясным, как представительные органы будут формироваться в остальных м.о.

Против принятия закона выступили представители КПРФ. Их возмутило, что материалы по данному вопросу депутаты получили лишь за несколько часов до его рассмотрения, что фактически исключало возможность как следует с ними ознакомиться. Поэтому депутат Светлана Зинина предложила снять рассмотрение этого вопроса с повестки дня, а ее коллега по фракции Наталья Еремейцева напомнила парламентариям, что президент дал на обсуждение законопроекта полгода. она предложила дать депутатам на изучение документа хотя бы неделю.

«На рассмотрение вынесено кулуарное решение, которое не опирается ни на решение местных Советов, ни на какие другие коллективные решения. Критерии формы проведения выборов ничем не обоснованы. Таким образом, в данном законопроекте возникает коррупционная составляющая, так как непонятно на каком основании происходит эта дифференциация, - заявил, по данным пресс-службы КПРФ, депутат Александр Галдин. - Было бы целесообразно установить единый порядок выбора глав, формирования советов всех уровней. Такое решение стало бы справедливым и логичным, соответствовало законодательству. Альтернативой может стать предоставление муниципальным образованиям права решать этот вопрос самостоятельно». Он назвал законопроект «насилием над местным самоуправлением».

«В принятом Московской областной Думой законе предусмотрены разные модели организации местного самоуправления для разных территорий. В какой-то степени это следствие специфики Московской области, - считает депутат Александр Наумов. - В рамках одного региона у нас объединены очень разные территории. Со своей политической, общественной, экономической спецификой. Поэтому универсального подхода нет. Будем откровенны, есть территории, где местные власти ведут себя как феодалы, где процветает вседозволенность и коррупция. В таких муниципалитетах жизненно необходимо разорвать эту порочную круговую поруку, разрушить привычные схемы сменив модель формирования органов местного самоуправления. Где-то есть потребность в администраторе – сити-менеджере, который будет назначаться по конкурсу и заниматься решением хозяйственных вопросов. Если бы мы с вами находились на однородной территории, мы могли бы вести речь об унификации. Но на разных территориях, нужны разные формы управления. И нам необходимо более подробно изучить мнение Советов депутатов. Например, депутаты Ленинского райсовета хотели сохранить систему прямых выборов и для главы, и для депутатов, а в законе убрали прямые выборы главы».

По мнению представителей КПРФ, спешное принятие закона связано с близостью предстоящих выборов и желанием партии власти тотально контролировать ситуацию на местах.

Оппозиционер из Ступино Николай Кузнецов также считает, что парламентарии торопились утвердить новый закон к выборам: «Принятие данного закона в течение одних суток - а ровно столько времени прошло с момента внесения губернатором Московской области Андреем Воробьевым проекта закона до его утверждения Думой сразу в трех чтениях - вызвано исключительно предстоящими муниципальными выборами, а спешка обусловлена стремлением отсечь любую дискуссию по списку включенных в закон муниципалитетов», - приводит «Газета.Ru» слова политика.

Кузнецов также полагает, что нарезку районов с отменой выборов власти проводили по двум критериям - политическому и экономическому. «Первым критерием отбора был политический фактор: в тексте закона перечислены только те муниципалитеты, где у местных глав заканчивается срок полномочий и где было необходимо назначить очередные выборы».

Вторым критерием был земельный вопрос. «Самый ценный актив в Подмосковье - это земля. Следовательно, закон упраздняет прямые выборы глав даже на уровне сельских поселений в таких районах, как Истринский, Одинцовский, Пушкинский, Солнечногорский, Ступинский, Щелковский. А вот, например, в поселениях Серебряно-Прудского района сохраняются прямые выборы: там «осваивать» нечего, можно и в демократию поиграть, - заявил Кузнецов. - В итоге в тех городах и районах, где развиты экономика и гражданское общество и где востребованы демократические институты - их упраздняют. И наоборот, где население находится в зависимом от власти положении - там сохраняют право избирать и быть избранным. Очевидно, чтобы затем в очередной раз показать, как не работают ни демократия, ни выборы, ни местное самоуправление. А эффективно лишь поместное управление».

«Даже если абстрагироваться от деталей нового закона - глубокую обеспокоенность вызывает тот факт, что местное избирательное законодательство перекраивается где-то за закрытыми дверями, не оставляя права голоса самим жителям муниципальных образований, - пишет активист Михаил Матвеев на сайте Activatica. - Процедуры выбора и полномочия местной власти обычно достаточно четко прописаны в уставах муниципальных образований, и ни в пояснительной записке к законопроекту, ни в самом его тексте не содержится никакого объяснения, зачем областным властям потребовалось так беспардонно вторгаться в решение этих вопросов на местном уровне».

«Если раньше структуру органов местного самоуправления определяли сами органы местного самоуправления в уставе, то теперь это делается законом субъекта федерации, - отмечает член Европейского клуба экспертов местного самоуправления Ильдар Фассев. - По новому закону главы большинства муниципальных образований избираются из состава депутатов муниципальных образований, а главы администраций (исполнительная власть) назначаются по конкурсу. Но в отличие от предыдущих норм, в конкурсной комиссии будет 50% представителей губернаторов. Это фактически означает назначаемость глав исполнительных органов, то есть усиление вертикали власти».

Подпишитесь