В качестве повода для введения таких мер разработчики документа называют возросшую активность экстремистов и террористов на территории России, а также увеличение количества случаев нападений на силовиков и судей и даже их убийств. Если в 2009 году было зарегистрировано 1202 преступления террористического и экстремистского характера, то в 2010-м – 1237, в 2011-м – 1244, в 2012-м – 1233, в 2013-м – уже 1557. Ситуацию парламентарии напрямую связывают с тем, что немалая часть осужденных за такие деяния после выхода на свободу возвращается к прежней деятельности. «Проведенный анализ свидетельствует о том, что многие осужденные по указанным статьям, чувствуя поддержку своих соратников, на путь исправления не встают и не прекращают экстремистскую деятельность после освобождения. Так, около 70% освободившихся сторонников радикальных структур принимают участие в экстремистских акциях», – сказано в пояснительной записке к проекту.
Напомним, 6 мая президент страны Владимир Путин подписал закон, ужесточающий уголовную и административную ответственность за преступления террористической и экстремистской направленности. Совершение преступления в целях пропаганды, оправдания и поддержки терроризма теперь признается отягчающим обстоятельством. Кроме того, к лицам, совершившим террористические преступления, срок давности применяться не будет.
Известный адвокат Генри Резник считает предлагаемые меры чрезмерными. «Будут отмечаться четыре раза в месяц? Но дело-то ведь не в количестве «отмечаний», а в качестве надзора! – сказал «НИ» г-н Резник. – А вот каким будет качество – большой вопрос. Второе. Запрет на посещение митингов и акций – откровенное нарушение прав человека. Такой запрет неконституционен. Да, и в странах Запада накладывают ограничительные меры на рецидивистов и педофилов. Но посещать мероприятия такого характера, разумеется, не запрещают».
Зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, работник правоохранительных органов с многолетним стажем Александр Куликов в целом поддерживает предлагаемые меры, но все же высказывает некоторые опасения. «Многие освободившиеся террористы и экстремисты имеют «высокие» связи и большие деньги. Кто станет за ними присматривать? Участковые полицейские и сотрудники угрозыска. Вот и подумайте, какой за ними будет контроль, – высказался «НИ» парламентарий. – Поэтому о статусе «контролеров» надо тщательно подумать. И еще. Необходимо позволить муниципальным депутатам наблюдать за тем, как правоохранители присматривают за террористами и экстремистами. По очевидным причинам».