Posted 27 мая 2014, 20:00

Published 27 мая 2014, 20:00

Modified 8 марта 2024, 04:17

Updated 8 марта 2024, 04:17

«Исключительно опасны»

27 мая 2014, 20:00
Сюжет
Суды
К срокам от 15 лет до пожизненного заключения попросил приговорить вчера в Мосгорсуде прокурор фигурантов дела об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской. До начала прений адвокаты и подсудимые дважды ходатайствовали о роспуске коллегии присяжных, которые ранее вынесли обвинительный вердикт для всех фигу

Заседание началось с того, что адвокаты вновь заговорили о выбывшей из коллегии за 30 минут до удаления в совещательную комнату для вынесения вердикта присяжной №10. Защита в связи с этим ходатайствовала о роспуске коллегии. Судья Павел Мелехин отказал в удовлетворении ходатайства, отметив, что оно заявлено несвоевременно, и его надо было заявлять раньше, а не на стадии обсуждения последствий вердикта.

Затем подсудимый Лом-Али Гайтукаев (предполагаемый организатор убийства) заявил, что присяжные сидели в зале с включенными мобильными, и попросил проверить, «общались ли другие присяжные по телефону». «У суда нет полномочий осуществлять слежку за присяжными», – ответил судья Мелехин. Защитники настаивали, что «нарушена тайна совещательной комнаты», а Гайтукаев вновь попросил распустить коллегию.

Прокурор Борис Локтионов подчеркнул, что до удаления для вынесения вердикта у присяжных забрали телефоны. «Ваше недовольство вердиктом не означает, что мы должны выслушивать ворох ходатайств о роспуске присяжных», – вновь отказал судья.

Наконец, стороны перешли к прениям. Прокурор Локтионов отметил, что подсудимые совершили преступление повышенной общественной опасности. Гайтукаев, находясь под стражей по другому уголовному делу, продолжал управлять действиями остальных фигурантов дела, а Сергей Хаджикурбанов (по версии следствия, также организатор преступления), освободившись из мест лишения свободы, активно включился в преступную деятельность.

Локтионов отметил «исключительную опасность» Гайтукаева и Рустама Махмудова (предполагаемый киллер) и по совокупности статей попросил приговорить обоих к пожизненному лишению свободы в колонии особого режима. Для бывшего РУБОПовца Хаджикурбанова прокурор попросил 22 года колонии строгого режима с отбыванием первых 10 лет в тюрьме, для обвиняемых в слежке за журналисткой братьев Джабраила и Ибрагима Махмудовых (последний из них – единственный, кто по единодушному мнению присяжных, заслуживает снисхождения) – 19 и 15 лет колонии строго режима соответственно.

«Что ж вы делаете! Невиновных людей… Кого они убили? Кого?!» – возмутилась мать братьев Махмудовых. Приставы удалили женщину из зала.

Также Локтионов попросил полностью удовлетворить иск потерпевших на возмещение материального вреда (по миллиону рублей с каждого подсудимого).

Представитель Веры и Ильи Политковских (которые на заседание не пришли) Анна Ставицкая попросила назначить для Ибрагима и Джабраила Махмудовых 8 и 8,5 года колонии соответственно, а для остальных – «назначить справедливое наказание».

Сторона защиты единодушно заявила, что вина подсудимых не доказана и попросила суд вынести оправдательный вердикт либо направить дело на новое рассмотрение. Адвокат Саидахмед Арсамерзаев отметил, в частности, что «присяжным не был задан ряд вопросов», а решение присяжных не было единогласным.

Затем подсудимым предоставили возможность выступить с последним словом.

«Мы не признаем себя виновными, так как реально не виновны. И пускай все это будет на совести следствия! Бог вам судья… Они знают, кто на самом деле преступник, кто убил ее. Благодарен всем тем, кто искренне за нас переживал», – сказал Джабраил Махмудов.

«Я полностью поддерживаю своего брата», – был краток Ибрагим Махмудов.

«Мне предлагались разные варианты Следственным комитетом. Я даже не думал, что меня так обвинят, моих братьев, Хаджикурбанова, в том, чего мы не совершали… Я бы согласился на то, что они предлагали. Варианты были хорошие, но я не согласился… Повесили преступление на нас. Мы, чеченцы – удобная мишень. На нас нет жизни ни Анны Политковской, ни чьей-либо другой. Мы не убийцы», – заявил Рустам Махмудов.

Лом-Али Гайтукаев отметил, что «здесь (в «аквариуме». – «НИ») виновных нет, соучастников нет и заказчиков тоже». «Я думаю, это специально задумано. Я проклинаю тех, кто нас незаконно обвинил», – закончил свою речь подсудимый.

Сергей Хаджикурбанов от последнего слова отказался.

После этого судья Мелехин объявил, что приговор будет оглашен 9 июня.

Обозревателя «Новой газеты» Анну Политковскую застрелили в подъезде ее дома на Лесной улице в Москве 7 октября 2006 года. По версии следствия, предприниматель Лом-Али Гайтукаев и бывший сотрудник РУБОП Сергей Хаджикурбанов организовали убийство, Рустам Махмудов застрелил журналистку, а два его брата – Ибрагим и Джабраил – вели за ней слежку.

Дело рассматривалось коллегией присяжных, которая была сформирована 14 января – после роспуска предыдущего состава коллегии в ноябре 2013 года. Присяжные большинством голосов признали подсудимых виновными в убийстве Политковской.

Подпишитесь