Posted 13 мая 2014, 20:00
Published 13 мая 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:25
Updated 8 марта, 04:25
О том, как интересно и важно для России сотрудничать с Китаем в области анимации, разговоры ведутся давно. Встречи проводились и в 2008 году, и в 2009-м. Увы, они почти ни к чему не привели. Сегодня же шансов на успех еще меньше. Если шесть лет назад мы могли говорить о равноправном партнерстве, то сегодня отечественные продюсеры привозят из своих китайских путешествий рассказы, полные восхищения и фраз «нам бы так».
Китайское чудо началось 10 лет назад, в 2004 году, когда власти Поднебесной всерьез озаботилось развитием анимации. Были установлены квоты (ТВ-каналы обязали показывать не менее 60% отечественного анимационного продукта от всей доли анимации на ТВ), льготы (низкие налоги, выгодная стоимость аренды помещений) и дотации (огромный государственный заказ содержит множество студий). А практическая государственная работа была нацелена на формирование инфраструктуры (учебные заведения, а также знаменитые анимационные центры и технопарки, которые и продвигают местную анимацию и создают очень выгодные условия для небольших студий, обретающих в таких громадинах помещения и технологические мощности).
Результат оказался ошеломительным. С 2007 по 2012 год объемы анимационного производства в Китае ежегодно увеличивались на 50%, а количество студий за пятилетку утроилось. Согласно экспертным оценкам, уже в 2011 году китайцы выпускали порядка 260 тыс. минут анимации в год – это в 70 раз больше, чем в России (согласно исследованию компании Movie Research, годовой объем анимационного производства в России колеблется от 3,5 до 4 тыс. минут). В 2013 году в домашний прокат китайцы выпустили более 20 полнометражных анимационных фильмов с общим объемом сборов в 8 млрд. рублей. В России же в прокат выпускается не более 5–6 отечественных мультфильмов в год с максимальными суммарными сборами около миллиарда рублей. И все эти цифры касаются только местного производства, а еще десятки тысяч минут Поднебесная делает на экспорт, выполняя заказы Японии, западных стран и даже России, которая от нехватки собственных человеческих ресурсов порой прибегает к китайским.
Одним словом, рядом с восточным соседом мы теперь выглядим бедными родственниками, и, пожалуй, единственное, что мы могли бы предложить потенциальным партнерам – это художественное качество, с которым в Поднебесной по-прежнему проблемы. Хоть трейлеры их фильмов и поражают порой спецэффектами, продукты китайского коммерческого производства смотреть довольно трудно в силу скудости сценариев, аляповатости, непроработанности деталей. И китайские эксперты, и международные признают, что средний уровень современных мультфильмов этой страны крайне низок: они бы не выдержали конкуренции с иностранными, если бы не жесткая протекционистская политика властей.
Другой вопрос, насколько это самое художественное качество действительно интересует китайские власти. Во-первых, в погоне за количеством китайцы исходят из очень низкой цены за минуту (в среднем – 2 тыс. долларов против российских 7–8 тыс. долларов). Во-вторых, делая ставку на индустрию и технологии, китайцы совершенно игнорируют авторство как элемент культурного продукта. Если индустриальному сектору власть помогает, то некоммерческие фильмы в Китае не поддерживаются вовсе. Все экспериментальное, артхаусное, интересное кино китайские художники делают за свой счет. И хотя ярких короткометражек в последнее время на фестивалях появляется немало, почти все они созданы не благодаря, а вопреки анимационной политике официального Пекина. Сложно поверить, что, не уважая собственных художников, китайцы проникнутся амбициями российских авторов.
Несмотря на подчеркнутую вежливость китайцев в отношении российской делегации и многочисленные расплывчатые обещания, стоит признать: сегодня мы для нашего соседа мало чем интересны. А для того, чтобы эту ситуацию изменить, в Китай нужно для начала ехать не мультпродюсерам, а российским культурным чиновникам. На стажировку. Ведь в России, несмотря на все заботы властей о развитии анимации и детского кино, по данным той же компании Movie Research, объемы производства мультфильмов за последние пять лет не увеличились вовсе. А вожделенный центр анимации, который Владимир Путин распорядился создать еще в 2011 году, на данный момент даже не начал всерьез обсуждаться.