Posted 11 мая 2014, 20:00

Published 11 мая 2014, 20:00

Modified 8 марта, 04:27

Updated 8 марта, 04:27

Государевы журналисты

11 мая 2014, 20:00
Александр Колесниченко
Государевы журналисты

Во второй половине апреля Владимир Путин наградил орденами и медалями более 300 сотрудников СМИ «за высокий профессионализм и объективность в освещении событий в Республике Крым». Указ о награждении был секретным, на официальном сайте Кремля не публиковался, и общественность узнала о нашедших героев наградах лишь спустя две недели. Большинство награжденных – корреспонденты и начальники с государственных телеканалов. Журналистов из СМИ, где к российской политике в отношении Украины относятся критически, среди награжденных нет.

Если бы награды давали действительно за объективность, то ради объективности надо было наградить всех, кто освещал происходящее в некогда братской республике и той ее части, которая теперь стала частью России. И, тем более, не держать это в секрете. Журналистика – публичная профессия, в отличие, например, от госбезопасности, где принято фотографироваться в форме и с медалями только на служебное удостоверение, а в остальное время ходить в штатском и порой даже скрывать от окружающих, где ты работаешь.

Если же наградили за «высокий профессионализм», то награды – абсолютно заслуженные, только профессионализм этот – вовсе не в объективности. Я почти не смотрел телевизор последние лет десять, а когда начал снова смотреть после изгнания Януковича из Киева, первой реакцией было «Во отжигают!». А теперь большинство моих знакомых, стоит с ними заговорить про Украину, пересказывают те самые идеи, которые транслирует наше государственное телевидение: и фашисты, и правильно присоединили, и вообще спасибо, что у нас не стреляют.

После Майдана в России произошел пересмотр общественного договора граждан с властью. Прошлый, заключенный в нулевые годы, подразумевал отказ от участия в политике в обмен на постоянный рост благосостояния. Нынешний же подразумевает, что жить будем хуже, но зато в великой державе, показывающей кузькину мать. То есть живем хуже не потому, что нами так доруководились, а потому, что боремся за великое дело, как наши отцы и деды в столь прославляемое сейчас советское время.

Вот только журналистики в советское время не было. По крайней мере в информационных программах центрального телевидения и в главных статьях главных газет. Никита Хрущев называл журналистов «подручными партии». Вот и теперь «партия» награждает своих подручных. Формирует «элиту» в профессиональном сообществе. И проводит водораздел, предлагая определиться, с кем ты. С теми, кто может еще выслужить свою медаль. Или с теми, кто кочует из одних разогнанных редакций в другие, которые еще держатся.

Я не знаю, насколько рады своим орденам и медалям награжденные. Но я слышал, что точно очень радуются некоторые коллеги из государственных и окологосударственных СМИ, работавшие в Крыму, но в наградной список не попавшие. Потому что орден или медаль – это не только прибавка к пенсии, звание «Ветеран труда» с бесплатным проездом на электричке и шанс освободиться по амнистии. Это еще риск не получить визу в Европу или Америку: раз тебя наградили, значит, ты все случившееся и устроил. Президентский указ для того и сделали секретным, чтобы фамилии из него не превратились в очередной список попавших под санкции.

Автор – редактор отдела «Общество»