Выходные принесли области новость о новых вооруженных столкновениях на севере области, в районе Славянска. Информация о них, как всегда, противоречивая. Точно можно говорить только о захваченных: пророссийские активисты продемонстрировали журналистам захваченных инспекторов миссии ОБСЕ Джона Кристенсена (Дания), Кшиштофа Кобельски (Польша) и Акселя Шнайдера (Германия). Также в сети появилась видеозапись, на которой запечатлены три человека, которых в Славянске назвали пленными офицерами спецподразделения «Альфа», пытавшихся арестовать в Горловке местного пророссийского активиста Игоря Безлера, которого МВД обвиняет в похищении и убийстве местного депутата Владимира Рыбака. В свою очередь, украинское МВД может похвастать задержанием активиста киевского антимайдана Игната Крамского, известного под позывным «Топаз».
Еще одной «горячей точкой» в эти дни был Новокраматорский машиностроительный завод. На его территории есть инженерные боевые машины, созданные на базе танков. Видимо, ими и пыталось завладеть несколько десятков вооруженных автоматами пророссийских активистов. По данным «НИ», попытка не удалась по прозаичной причине: машины были разукомплектованы (возможно, умышленно).
Между тем не столь эффектные, но зато более важные для будущего события происходили в эти дни в Донецке. Здесь пророссийские активисты, занявшие облгосадминистрацию и провозгласившие Донецкую народную республику, за последние дни заметно изменили риторику. Все чаще на их регулярных пресс-конференциях и в агитационных материалах звучат новые нотки: они мягко, но настойчиво пытаются отмежеваться от своих, казалось бы, единомышленников, находящихся в Славянске. Действия последних (следующие один за другим захваты журналистов и чиновников, в том числе международных, а также, мягко выражаясь, агрессивная риторика «народного мэра» Вячеслава Пономарева) производят очень негативное впечатление на многих дончан. В воскресенье в Донецке пророссийские активисты попытались устроить своеобразный смотр сил. Вначале на площади Ленина анонсировался рок-концерт, потом – «Народное вече». В итоге пришло туда примерно полторы тысячи человек (по сравнению с ранее собиравшимися митингами – мелочь). К концу митинга пророссийские активисты двинулись к зданию областной телекомпании. Над ней они водрузили флаг Донецкой народной республики и начали переговоры с телевизионщиками о некоей «смене формата вещания». На момент подписания номера переговоры не завершились.
Впрочем, бои (надеюсь, в переносном, а не в прямом смысле) в ближайшее время в Донецке будут не в связи с телевидением. Согласно плану президентской выборной кампании, 8 мая в участковые избирательные комиссии должен поступить реестр избирателей. Не исключено, что именно его пророссийские активисты попытаются захватить. Ведь не будет реестра – не будет в области и президентских выборов (они, напомним, назначены на 25 мая). А вот нечто вроде референдума активисты могут попытаться провести. Его дата, 11 мая, уже назначена. Как сказал глава донецких пророссийских активистов Денис Пушилин, в бюллетени референдума (которые, кстати, уже начали печататься) внесены всего два вопроса: «вы за или против независимости Донецкой народной республики». На то же 11 мая свой референдум назначили и проукраинские активисты (по каким вопросам – пока не очень понятно).
Вчера же в событиях в Донецке появился необычный участник – Михаил Ходорковский. По данным «НИ», его пригласили сюда пиарщики губернатора области, Сергея Таруты. Ходорковский пытался пройти в здание облгосадминистрации, как он выразился, «чтобы поговорить с людьми». Но пророссийские активисты его не пустили, сказав, что говорить с ним не о чем. В результате Ходорковский ограничился тем, что провел беседу с лидерами общественного мнения и гражданскими активистами в «Изоляции» – одной из арт-площадок города, оборудованной на месте брошенного завода.