Posted 20 апреля 2014, 20:00
Published 20 апреля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:16
Updated 8 марта, 04:16
По свидетельству члена одной из участковых комиссий, женщины с большим стажем и опытом работы на выборах, 17 апреля ей позвонил представитель районной администрации политтехнолог Сергей Гречко и рекомендовал сложить свои полномочия по собственному желанию. В своем блоге на портале Волоколамского района член УИК (она ведет блог анонимно) предположила, что грядет замена состава комиссии: на место выбывших будут введены граждане, подконтрольные заинтересованному лицу, которых впоследствии сделают председателями УИК или их заместителями.
Факт обзвона подтвердила «НИ» председатель одной из участковых комиссий Елена Катаева. По ее словам, звонивший прямым текстом заявлял, что это делается для того, чтобы «ввести членов комиссии из области». Г-жа Катаева подчеркнула, что на последнем совещании речи о каких-либо кадровых изменениях в комиссиях не было. А уже после совещания председателей УИКов начали обзванивать: «Моим коллегам из других комиссий тоже звонили. Мы сказали, что комиссии уже сформированы». Председатель УИК отмечает, что раньше никогда с таким давлением не сталкивалась. По ее мнению, исполняющий обязанности главы района Евгений Гаврилов боится, что не победит на выборах, и поэтому пытается ввести в комиссии своих людей. В связи с происшествием Катаева подала заявление в прокуратуру. Ответа она пока не получила.
Член территориальной избирательной комиссии Волоколамского района Артем Любимов называет «НИ» предвыборную ситуацию «самой грязной избирательной кампанией, которая была в Волоколамском районе». По его данным, 17 апреля председателем ТИК Олегом Сабановым без уведомления других членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса было направлено письмо в Мособлизбирком с просьбой продлить срок включения новых членов в резерв избирательных комиссий Волоколамского района в связи с массовой подачей заявлений членов УИК о сложении с себя полномочий: «При этом хочу отметить, что никакой массовой подачи заявлений не существует».
«Я работаю в избирательной комиссии третий год. Такого у нас никогда не было», – утверждает г-н Любимов, напоминая, что председатель ТИК сменился около месяца назад. Новый был прислан Мособлизбиркомом. Почему ушел прежний председатель – непонятно. Любимов предполагает, что под давлением: «Никаких предпосылок, чтобы ему сейчас слагать свои полномочия, я не вижу. Да и никто из членов ТИК не видел. А назначен был человек, который до этого состоял в территориальной комиссии Рузского района, где работал первым заместителем главы администрации один из наших теперешних кандидатов. Может быть, это просто совпадение, а может быть, и нет. Я лично думаю, что нет».
События в Волоколамском районе похожи на те, что разворачивались неделю назад в подмосковном Дзержинском, где проходили выборы градоначальника. Там накануне голосования были переназначены 19 из 20 председателей участковых избирательных комиссий. По словам главы Мособлизбиркома Ирека Вильданова, это была вынужденная мера в связи с «демонстративным демаршем» председателей и членов УИК, которые за три дня до выборов заявили, что они на избирательные участки не придут. «Мы никого заставить не можем, кто придет, тот придет. Действительно, шесть председателей комиссий не пришли на выборы», – отметил глава Мособлизбиркома в беседе с «НИ».
Сами члены избирательных комиссий описывают случившееся по-другому. По их словам, происходили захваты УИК Дзержинского иногородними назначенцами. В Интернете уже неделю гуляет видеозапись, где председатели и члены УИК рассказывают, как они 12 апреля пришли на свои избирательные участки, чтобы подготовить помещения к работе, и узнали, что они уже смещены с должностей и заменены людьми, приехавшими из Люберец, Жуковского, Балашихи и Солнечногорска.
Перед выборами в каждой комиссии действительно не хватало по 2–4 человека. Председатели УИК сообщали об этом в ТИК и ИКМО, но почему-то на вакантные места не были назначены люди из городского резерва. «У меня в комиссии было пять человек из семи необходимых, – сообщил «НИ» бывший председатель одной из УИК Дзержинского, просивший не называть его имени. – В пятницу (11 апреля) я подавал письмо в ТИК, что мне не хватает двух человек. А в субботу к нам пришли шесть человек, то есть большинство. У них уже было решение о назначении нового председателя. Тут же провели собрание по переизбранию председателя. Я стал рядовым членом УИК». Такая же картинка повторилась во всех УИК – везде у иногородних «пришельцев» оказалось в итоге большинство.
Сведения г-на Вильданова о заговоре с целью срыва выборов бывший председатель УИК опровергает – по его словам, за такое людям грозила бы уголовная статья, и никто на это не пошел бы: «Я собирался явиться, соседняя комиссия тоже. Ни у кого даже в мыслях не было саботировать выборы, тем более что всем было ясно, кто их выиграет».
Неразбериха с УИКами в Дзержинском действительно труднообъяснима, ведь там острой борьбы кандидатов не ожидалось: было очевидно, что Виталий Панаморенко победит с большим отрывом. Реальных конкурентов у Панаморенко не было: все, кто мог бы составить ему конкуренцию, либо не пошли на выборы, либо были лишены регистрации по суду. Иная ситуация в Волоколамском районе – там выборы обещают быть напряженными.
По словам Вильданова, и в городе Дзержинском, и в Волоколамском районе наблюдается одна и та же тенденция: старая администрация не хочет сдавать свои позиции и уступать место новым людям, и поэтому она препятствует нормальному проведению выборов. «В Дзержинском администрация просто отказывалась финансировать выборы – мы смогли профинансировать выборы только через областную прокуратуру. В Волоколамске тоже старая администрация противодействует. Ну что делать? Старое, отжившее, уходящее всегда препятствует чему-то новому, прогрессивному. Это нормальное явление».
Ирек Вильданов не смог как-либо прокомментировать сообщения о давлении на членов комиссий – он утверждает, что не видел в Интернете этих заявлений и видеозаписей. О письме Сабанова он знает: «Да, такое письмо мы получили, будем рассматривать его во вторник на заседании комиссии. Мы в начале избирательной кампании объявляем набор в резерв и ставим определенные сроки. Сейчас они просят продлить эти сроки, и мы обычно никогда никому не отказываем, автоматически продляем сроки приема предложений в резерв. Я думаю, что никаких препятствий не будет, чтобы мы удовлетворили просьбу этой комиссии».
Массовые увольнения членов избирательных комиссий Вильданов считает новой практикой подмосковных кампаний: «Раньше такого никогда не было. Первый такой случай был в Солнечногорске (на недавних выборах главы района), второй в Дзержинском. Это появились какие-то новые избирательные технологии». При этом глава Мособлизбиркома настаивает на непричастности вверенной ему организации к политической борьбе кандидатов: и на этапе регистрации, и в день голосования: «Я очень рад, что в Дзержинском комиссия не отказала в регистрации ни одному кандидату. Это очень большое достижение. А то, что суды сняли, мы не вмешиваемся в судебную систему. То же самое в Волоколамске происходит: борьба идет в судах. И подают в суд на кандидатуру не комиссия, а кандидаты».