Posted 13 апреля 2014, 20:00
Published 13 апреля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:20
Updated 8 марта, 04:20
В галерее «Измайлово», которая была одной из площадок «Тотального диктанта», собрались чуть более 50 человек: старшеклассники, которые воспринимали акцию как подготовку к ЕГЭ, студенты в поисках оригинального времяпрепровождения на выходных и несколько взрослых. Несмотря на то что диктант – мероприятие добровольное, а результат можно узнать только через пароль в Интернете, некоторые нервничали. «Ты же пианист, выступаешь перед полными залами. Что ты сейчас-то переживаешь?» – успокаивал молодой человек подругу.
Вначале собравшимся показали видеообращение автора диктанта Алексея Иванова, который посоветовал готовиться к большому количеству запятых. Затем началась собственно диктовка. Традиционно текст диктует знаменитость, в зале присутствует филолог, к которому обращаются в спорных случаях. В галерее «Измайлово» текст читал радиоведущий Григорий Погосян, а помогала ему филолог Мария Чарушина. «Я радиожурналист, и ничего, кроме как зачитывать тексты, не умею», – заявил г-н Погосян и перепутал слова в первом же предложении.
Диктовали текст четыре раза. Первое прочтение – авторская видеозапись, потом рассказ зачитал Погосян целиком и по предложениям для записи, а в конце – последняя диктовка для проверки.
Текст назывался «Когда поезд вернется» и рассказывал о детских впечатлениях автора от семейных поездок на Урал на поезде «Чусовская-Тагил» (название, кстати, можно было писать и в кавычках, и без них). Диктант был небольшой – всего 11 предложений, и основную сложность в нем действительно составляла пунктуация, а не орфография. Проблемных слов почти не было, а вот в знаках препинания можно было и запутаться: вводные слова, причастные обороты, обособляемые уточнения. К тому же корреспондент «НИ» напрочь забыла, в каких случаях «родина» пишется с маленькой буквы, в каких – с большой. Но оказалось, что допустимы оба варианта в зависимости от патриотичности высказывания.
Атмосфера в зале царила дружественная. Постоянно раздавались голоса «Подождите меня», «Я не успела», «Повторите вторую часть предложения», и диктор послушно повторял столько раз, сколько просили. Одна из участниц все время предъявляла претензии к г-ну Погосяну: то он «глотал союзы», то читал слишком быстро, то слишком тихо. Один раз диктор забыл объявить о начале нового абзаца, но г-жа Чарушина сказала просто поставить в тексте значок «красной строки» – исправлять в диктанте можно, это за ошибку не считается. За участниками никто не следил, и при желании можно было легко залезть в смартфон и проверить правописание или правило пунктуации. Но корреспондент «НИ» ни одного списывающего не заметила.
«Текст этого года гораздо проще, чем, например, прошлого», – уверял радиоведущий Погосян после диктанта. Филолог Чарушина добавила, что частая ошибка – точка после названия, а вот если участник поставил в конце предложения точку, а у автора – восклицательный знак, то проверяющие за это не накажут.
Уже сейчас текст диктанта с разбором всех вариантов написания доступен на сайте проекта, а оценки обещают вывесить в Интернете до 16 апреля. Для «пятерки» допустимо сделать не более одной ошибки, для «четверки» – не более четырех, для «тройки» – не более восьми.
«ТОТАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ» НАПИСАЛИ В АМЕРИКЕ, В АНТАРКТИДЕ И В КОСМОСЕ