Posted 10 апреля 2014, 20:00
Published 10 апреля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:21
Updated 8 марта, 04:21
– Елена Сергеевна, многие родители считают: угроза детского туберкулеза явно преувеличена, мол, в нормальной семье с ребенком такого случиться не может...
– Туберкулез, в том числе и детский, в какой-то мере опаснее ВИЧ-инфекции, потому что заразиться ВИЧ можно при определенных обстоятельствах, а туберкулезом – где угодно: в метро, в поезде, лифте, магазине... Бактерии в буквальном смысле висят в воздухе и находятся под ногами. Они очень живучи – даже в высохшей мокроте надолго сохраняют свои свойства. Конечно, если человек инфицирован микобактериями туберкулеза – это не значит, что он болен: многое зависит от силы иммунитета, образа жизни, питания и так далее. Но риск заболеть у инфицированных детей в 5–7 раз выше.
– Как могут проявляться первые симптомы заболевания?
– Это тяжелое инфекционное заболевание умело маскируется на начальном этапе. Туберкулез – это практически всегда «маски». Например, ребенок начинает быстрее уставать, хуже учиться, чаще простужаться, выглядит бледным, иногда держится субфебрильная температура (около 37–37,5 градусов). Поводом для обращения к врачу являются жалобы на длительный кашель, на изменения со стороны различных органов и систем, которые носят функциональный характер. Могут быть увеличение периферических лимфатических узлов, конъюнктивит. Это синдром общих нарушений, которым в значительной части случаев характеризуется начало заболевания. После первичного инфицирования, когда проба Манту стала впервые положительной, это может произойти через полгода-год.
– Есть ли какие-то возрастные особенности заболевания?
– У детей младшего возраста чаще выявляются поражения внутригрудных лимфатических узлов, а не легочной ткани, как у взрослых. Однако если заболевание выявляется поздно, то процесс может распространиться не только на легочную ткань, но и на другие органы. Именно в этой возрастной группе чаще, чем в других, диагностируется милиарный туберкулез легких, генерализованные процессы, когда поражаются несколько органов, и самая тяжелая форма туберкулеза – туберкулезный менингит. У подростков болезнь чаще поражает легкие, как и у взрослых: процесс развивается бурно, часто с распадом легочной ткани и бактериовыделением. Именно поэтому так важно определить то состояние ребенка, когда инфекция впервые попала в организм, оценить, как она себя «ведет» с точки зрения активности.
– У нас для этого используют туберкулиновую пробу Манту. И если ее результат положительный – ребенка направят на консультацию к фтизиатру в тубдиспансер. А потом оказывается: тревога ложная. Какие еще существуют методы?
– Методы контроля над туберкулезной инфекцией разные. Но нужно знать: у каждого – свое назначение. Кожная проба с препаратом Диаскинтест, о котором сейчас так много говорят, не альтернатива туберкулиновой пробе Манту. Такая проба отражает активность микобактерий туберкулеза и поэтому может быть отрицательной как при первичном инфицировании, так и у инфицированных микобактериями туберкулеза лиц при их минимальной активности. Эти тесты очень хорошо дополняют друг друга. Дают возможность принять правильное решение при диагностике активного туберкулеза и дифференцированно подходить к проведению предупредительного лечения в группах риска, которые, кстати, формируются только по пробе Манту. Анализ крови методом ПЦР не может использоваться для скрининга, так как и у больных активным туберкулезом он достаточно часто бывает отрицательным. Квантифероновый тест по содержанию практически соответствует кожной пробе, но для диагностики берется венозная кровь. Таким образом, проба Манту, оцениваемая при динамическом наблюдении по годам, дает больше возможностей следить за поведением, и прежде всего за активностью туберкулезной инфекции в организме ребенка, позволяет выявить первичное инфицирование микобактериями туберкулеза (сложный период адаптации организма ребенка и микроорганизма). Да, этот тест может давать усиление положительной реакции, например, из-за аллергии, недавно перенесенного инфекционного заболевания и прочих причин. Но все-таки лучше перестраховаться, чем потом жалеть о не замеченной вовремя болезни.
– В какой ситуации необходима консультация ребенка в противотуберкулезном диспансере и какие обследования нужно будет пройти?
– Есть три основные ситуации, когда по результатам пробы Манту ребенка необходимо проконсультировать у фтизиатра. Первая – положительная реакция, вторая – обнаруженное впервые резкое увеличение папулы (бляшки на месте пробы) в течение года, третья – если папула оказалась в диаметре больше 17 мм или меньшего размера, но в зоне введения туберкулина есть дополнительные изменения (язва, некроз, везикулы и т.д.). Каким будет дальнейшее обследование, решает врач. Например, если он полагает, что на результат теста могло оказать влияние какое-то заболевание, возможно, назначит повторную пробу на другой руке через определенный временной интервал с соответствующей подготовкой ребенка (например, назначит курс приема антигистаминного препарата до проведения новой пробы). Иногда необходимы дополнительные тесты и анализы, рентгенологическое обследование. Последнее время при проведении рентгенологического обследования у детей чаще используется компьютерная томография. Это связано с тем, что туберкулезные изменения у детей чаще всего локализуются во внутригрудных лимфатических узлах, которые при обычных рентгенологических методах обследования закрыты тенью сердца. Если после обследования у ребенка будет установлено, что он входит в группу повышенного риска, врач предложит родителям провести курс предупредительного лечения и диспансерное наблюдение у фтизиатра, как правило, в течение года.
– Однако нередко родители отказываются от такого лечения – препараты серьезные и имеют много побочных действий. Так ли уж это необходимо, если ребенок хорошо себя чувствует?
– Поверьте, ни один врач не будет рекомендовать предупредительное лечение ради перестраховки. Если обследование показало, что у ребенка пограничное состояние, то есть бактерии активно размножаются, это может в течение полугода-года привести к развитию туберкулеза, тут риск высок. У вас серьезные сомнения? Проконсультируйте ребенка у другого фтизиатра. Это можно сделать в городском, областном противотуберкулезных диспансерах, в консультативно-поликлинических отделениях институтов фтизиопульмонологии и т.д. Профилактический курс лечения недолог: три месяца, в отличие от самого минимального курса лечения активного туберкулеза (6–9 месяцев). Все препараты назначаются с учетом возрастных показаний, условий назначения препарата и доз из расчета на массу тела ребенка, а также с учетом его соматической патологии. Лечение проходит под контролем врача: раз в месяц делают общий и биохимический анализ крови, анализ мочи. Если у ребенка есть какие-то хронические заболевания, используют прерывистую схему лечения – когда препарат дается чуть больше по сроку, но через день. При этом ребенок должен находиться на учете в противотуберкулезном диспансере не менее года.