«Маяк. Жилой комплекс. Лакомые квартиры у воды», - значится на рекламном стенде близ пересечения МКАД с Ленинградским шоссе. Информация о новостройке появилась уже и на сайтах риэлторов. ЖК, действительно, по всем параметрам выходит лакомым: он разместится в 4 км от МКАД, на берегу канала имени Москвы, рядом с парком, в шаговой доступности от ж/д станции «Химки», до которой в ближайшее время начнут курсировать поезда с интервалами метро, собственный пляж, причал, стадион. К новостройкам уже присматриваются покупатели. Вряд ли они догадываются, что в действительности ситуация с проектом выглядит не так красиво, как в рекламе, и его реализация сулит немало проблем новоселам и еще больше – коренным химчанам. Местные жители не понаслышке знают, что уже сейчас выбраться на автомобиле из микрорайона утром и попасть в него вечером очень непросто: стоит в постоянной пробке не только Ленинградка, но и узенькая улица Маяковского, единственный путь на «большую землю» с территории, зажатой между каналом, железной дорогой и промзоной. В перспективе – трасса через Химкинский лес, но делать с нее съезд в микрорайон не планируется. «Покупатели сами не подозревают, в какую западню они попадают», - говорят местные жители.
Жители старой части Химок категорически против строительства нового жилого комплекса, который увеличит население микрорайона на 838 семей, хотя в настоящее время здесь уже идет возведение ЖК «Правый берег» на почти тысячу семей. И уж конечно, они совсем не хотят отдавать новоселам свой стадион. События вокруг «Маяка» собрали 30 марта самую массовую за последние годы акцию протеста в Химках – к воротам, перегородившим дорогу к стадиону, пришли не менее 400 горожан. Химчане договорились пикетировать стройплощадку каждые выходные, и 6 апреля снова пришли выразить свое несогласие с градостроительной политикой города. А начиная со вторника, 8 апреля, они будут постоянно дежурить на этом месте и блокировать работу строителей, мешая проезду техники.
«Я живу в Новых Химках, где «Мега», работаю в Старых Химках на «Энергомаше», - сообщила «НИ» одна из участниц пикета, Антонина. - Чтобы добраться от работы до дома, мне нужно час или полтора времени, потому что и утром, и вечером город стоит в пробках. Иногда через все Старые Химки до Юбилейного проспекта просто приходится идти пешком - проехать вообще невозможно. Если построят жилой комплекс «Маяк», улицы просто встанут – будет коллапс».
Молодой мужчина, представившийся Александром, пришел на место пикета с детской коляской. «Я здесь вырос, учился, здесь живу. На стадионе «Маяк» занимался спортом. Всегда эта территория была доступна, - рассказал он «Новым Известиям». - Теперь все перекрыто, и непонятно даже, где с друзьями поиграть в футбол. Все спортсмены стали бегать в парке. Но там нет нормальных спортивных площадок». О публичных слушаниях по объекту местный житель, как и его соседи, знакомые, ничего не знал. Приятели-спортсмены поговаривали, что, возможно, это место будет застроено, но никто не был в курсе, что именно здесь появится. О планах возвести очередной ЖК жители соседних с «Маяком» домов узнали только с появлением информационного стенда. Александр знает, что стадион некогда был олимпийским объектом, и не понимает логику чиновников страны, которая только что провела Олимпиаду. «Нашим детям, - мужчина кивает на карапуза в коляске, - нужно жизненное пространство. Можно все застроить каменными джунглями, но о людях-то надо думать! Неужели их интересы никто не собирается учитывать? Неужели деньги все решают?»
«Старые Химки и так уже стоят в пробках и задыхаются от выхлопных газов. Нагрузка на инфраструктуру очень большая. Нас здесь становится слишком много, жить становится некомфортно, мы уже начинаем друг другу мешать, - рассуждает участник пикета, который пожелал представиться полностью - Юрий Михайлович Гурин. - Рядом строится жилой комплекс на 4 тысячи жителей, чуть дальше, через 500 метров, сдается в эксплуатацию загородный квартал. Стройки, стройки… А дорога одна! Путь, который модно проделать за 3 минуты, мы проезжаем в лучшем случае за полчаса. Я поддерживаю инициативную группу, которая выступает против застройки «Маяка», потому что хочу жить в комфортных условиях». О публичных слушаниях по объекту Гурин не знал. Более того, он вспоминает, как год назад на этом же месте с жителями Химок встречались городские власти, которые обещали, что стройки не будет.
Местная жительница в возрасте представилась Татьяной: «Здесь раньше была лыжная база. Когда я была школьницей, здесь у нас проходили уроки физкультуры. Потом появился стадион. До последнего времени я совершала по нему пешеходные прогулки, так как бегать я уже не могу. Стадион активно использовался. Рядом парк, но он переполнен народом. И открытых спортивных площадок в нем нет. На «Маяке» пожилые люди гуляли, мамы катали коляски, молодежь играла в футбол. Этот стадион – наша последняя отдушина».
«Значительно раньше, в 60-х годах, здесь была спортивная областная база, - вмешивается в разговор другая химчанка, назвавшаяся Галиной. – Здесь проходили областные соревнования: водные, по фехтованию, теннису, футболу, да вообще по всем видам спорта». Обе старожилки наперебой сообщают, что это место продали, причем об этом местные жители узнали далеко не сразу. Просто спортивная жизнь в конце 80-х здесь замерла, стадион стал ветшать. Порывы застроить это место случались и раньше, но из-за протеста жителей они затихали. Галина уточнила, что в городе есть закрытая спортивная арена «Родина», лыжная база «Снежинка», но этого на 300-тысячные Химки мало. А другого открытого стадиона вообще не существует.
«Дети наши (им уже за 20 лет) все детство провели в парке и на «Маяке», - поведала «НИ» химчанка Елена Николаевна. - Мы гуляли здесь с колясками, потом они занимались спортом на стадионе. А сейчас школьники занимаются спортом на пятачке школьного двора. А потом сидят дома за компьютерами». «Если здесь поселится еще несколько тысяч жителей, то выехать из района они не смогут – здесь очень узкие улицы, и расширять их некуда. Случись пожар – будет катастрофа. Мы в плену железной дороги, Ленинградского шоссе и канала имени Москвы. Наши дороги уже сейчас захлебываются от потока машин», - добавила местная жительница.
«Мы ходим сюда из последних сил, - поделилась 80-летняя химчанка. – Но вы не думайте, что только старики против застройки «Маяка». Просто молодым некогда каждый день сюда ходить, а мы относительно свободные. Это наш город. Когда-то был прекрасный любимый город. А сегодня что? Мои дети уже говорят: давайте уезжать из Химок. А куда ехать?»
Защитники стадиона демонстрируют документы, свидетельствующие об отмене проекта застройки «Маяка», главными из которых является соответствующее постановление мэра Химок Олега Шахова от 19 марта 2013 года, приказ его заместителя Раиса Ахмадеева от 27 июня 2013 года и письмо из администрации президента РФ от 28 февраля 2014 года.
Между тем директор ОАО «Маяк» Михаил Галий уверяет, что все разрешения на стройку в порядке, а публичные слушания пошли в начале весны 2013 года при полном зале народа. «Ни одного высказывания против не было, - отметил предприниматель. – Это все зафиксировано в протоколе администрации. Более того, выступающих за строительство приветствовали, зал аплодировал. Потому что территория «Маяка» представляла собой джунгли – все заросло. На нем уже нельзя было проводить соревнования – последние состоялись 3 года назад. И из тех, кто сейчас возмущается, никто на стадионе не бегал».
По словам Галия, еще в мае 2012 года прокуратурой города была проведена проверка законности приватизации «Маяка», и активистам было предоставлено соответствующее уведомление. Коммерсант подчеркивает, что этот стадион всегда был частной территорией: в 1995 году ОАО «Маяк» был приватизировано, земля находилась в аренде, а в 2004 году она была выкуплена.
«Стадион как был, так и останется», - заверяет Галий. Но на вопрос, будет ли он общедоступным, не может дать однозначный ответ. «Я думаю, что он будет общедоступным, потому что там будет школа и детский сад. Но мы не знаем, какая будет форма управления по завершении строительства: управляющая компания, кондоминиум или товарищество собственников жилья. При последнем варианте не исключено, что будет принято решение о закрытии территории от посторонних. Но сегодня мы считаем, что все это должно быть общедоступным».
На вопрос, как будет решаться транспортная проблема, Галий ответил, что это дело городских властей: «Я думаю, что город, когда дает разрешение на застройку, как-то планирует транспортный вопрос. Может, власти уже приняли соответствующие решения. Мы этим не занимаемся». В защиту строительства жилого комплекса он особо отметил, что им лично подписано соглашение о предоставлении 4,5 тыс. кв.м жилой площади химчанам из ветхого и аварийного жилья.
Но жители Химок не верят подобным обещаниям, считая их благовидным прикрытием коммерческих интересов. «Они говорят, что с помощью этого ЖК будут расселять ветхий фонд Сходни, - отмечает Антонина. - Никаких документов на этот счет нет. Сходненцы даже не слышали о том, что им здесь предоставят квартиры. Никаких списков они не видели». Аргумент о расселении аварийного жилья в последнее время нередко используется в Подмосковье для согласования новостроек. Есть и еще один, не менее важный вопрос – с обманутыми дольщиками. Пока квартиры в ЖК «Маяк» только выставляются на продажу, но химчане всерьез опасаются, что покупатели начнут вкладываться в это жилье, что, несомненно, укрепит положение застройщика – никто не позволит плодить обманутых дольщиков. Поэтому параллельно с рассылкой обращений в различные органы власти они собираются продолжать пикеты и распространять информацию о ситуации с «Маяком» в Интернете.
Один из лидеров инициативной группы против застройки «Маяка», член общественной организации «Химсовет» Алла Чернышева не без гордости рассказала «НИ», что активистам Химок уже удалось отстоять несколько участков города, отданных под застройку. «Только в марте 2014 года нам удалось победить две стройки, причем суд приговорил к сносу один уже почти построенный торговый центр по Юбилейному проспекту. За «Маяк» мы воюем уже 4 года. И этот объект мы тоже отстоим».
Валерия Нодельман