Posted 2 апреля 2014, 20:00
Published 2 апреля 2014, 20:00
Modified 8 марта 2024, 04:25
Updated 8 марта 2024, 04:25
Президент России утвердил временный порядок запросов о помиловании для осужденных из Крыма и Севастополя. Согласно тексту положения, порядок представления ходатайств о помиловании будет действовать до завершения формирования на этих территориях комиссий по вопросам помилования. Осужденным следует обратиться с ходатайством к президенту РФ в письменной форме. Затем, не позднее чем через 15 дней со дня подачи, прошение направляется администрацией учреждения во ФСИН, которая в свою очередь докладывает об этом главе государства. Решение о помиловании принимается не позднее, чем через 30 дней после получения ходатайства.
Ранее российские правозащитники отмечали, что после присоединения полуострова к РФ 3258 заключенных оказались в правовом вакууме. Они осуждены по законам Украины, но неожиданно очутились за решеткой учреждений России. Возникла непредсказуемая дилемма: поскольку обитатели крымских колоний российских законов не нарушали – их необходимо немедленно отпустить. Но как освободить убийц, разбойников и насильников? Их можно было бы отправить на Украину, но без согласия Киева сделать этого нельзя. Договоренности между властями двух стран по сей день не достигнуто. Более трех тысяч осужденных оказались невольными заложниками политического конфликта между РФ и Украиной.
Помилование, возможно, посодействует в решении судьбы хотя бы тех, кто приговорен за совершение нетяжких преступлений. Но юристы полагают, что правовая возможность у Кремля для этого практически отсутствует.
Доктор юридических наук, адвокат Игорь Трунов говорит, что законы РФ позволяют амнистировать российских граждан, независимо от того, в какой стране они были осуждены. «Но только в случае, если это государство экстрадировало их к нам, – разъяснял сложившуюся ситуацию «НИ» адвокат. – Так произошло, например, с россиянином Виталием Калоевым, который в 2004 году убил швейцарского авиадиспетчера, подозреваемого в халатности, приведшей к крушению пассажирского самолета, в котором погибли его супруга и дочь. Швейцария, осудившая Калоева на восемь лет, вскоре экстрадировала его в Россию. У нас он был амнистирован. В крымских же колониях находятся преимущественно украинские граждане. Их мы не можем помиловать».
В данной ситуации, по словам Игоря Трунова, возможно отпустить тех, кто совершил преступления, не «отраженные» в российском Уголовном кодексе. Остальных нужно отправить на Украину. Если сделать этого не удастся, то придется содержать их за бюджетный счет до окончания действия сроков, зафиксированных в украинских приговорах. «А содержание осужденных – дорогое «удовольствие». Дело не столько в расходах на питание и одежду, сколько в техническом обеспечении деятельности исправительных учреждений».
Руководитель рабочей группы по защите прав граждан в местах принудительного содержания в Госдуме Владимир Осечкин называет нонсенсом намерение помиловать осужденных украинскими судами. «Вероятно, издание такого указа – лишь техническая процедура. Находящимся в колониях предлагается возможность подавать ходатайства о помиловании. Но что дальше? По какому закону их освободят? К тому же к прошениям будут прикладывать копии приговоров на украинском языке. Какое количество переводчиков потребуется для их перевода? Где они станут переводить?» – высказал свои сомнения «НИ» правозащитник.
По мнению г-на Осечкина, в настоящее время надо отправить представителей президентского Совета по правам человека в места содержания арестованных и приговоренных до формирования в Крыму региональной общественной наблюдательной комиссии.
В пресс-службе ФСИН РФ ситуацию с крымскими сидельцами не комментируют.
На территории республики Крым расположены следственный изолятор в Симферополе и две исправительные колонии на Керченском полуострове. В конце прошлого месяца появилась информация о том, что планируется передать все региональные учреждения пенитенциарной службы Украины в структуру ФСИН РФ. В начале текущей недели ФСИН сообщила, что открывает в Крыму и Севастополе территориальное подразделение. В Севастополе появится следственный изолятор. Он будет рассчитан на 951 человека. Также возникнет исправительная колония №1 строгого режима на 1470 осужденных. В Керчи будет располагаться колония №2 общего режима на 710 человек и колония-поселение №3 на 150 осужденных.