Несмотря на замысловатое название конференции, сформулировать основные темы, которые обсуждались в стенах Финансового университета, достаточно просто. Все они так или иначе связаны с далеким и не очень будущим российских вузов. Вопрос не праздный, поскольку к системе высшего образования сегодня приковано пристальное внимание как со стороны государства, так и со стороны студентов.
Какие требования предъявляет новый образовательный стандарт к компетенциям выпускников финансовых вузов и к уровню самих учебных заведений? По каким критериям определяется рейтинг вузов в нашей стране и за рубежом? Какова сегодня практическая роль аспирантуры в образовательном процессе? На эти и многие другие вопросы пытались найти ответы не только представители высших учебных заведений, но и чиновники самого высокого ранга из Министерства финансов, Министерства образования и науки, Департамента государственной политики в сфере высшего образования.
Отвечая на наш вопрос, ректор Финансового университета Михаил Эскиндаров так сформулировал основную задачу, которая стояла перед участниками конференции: «Раньше высшая школа готовила в первую очередь финансистов-практиков, а возможности фундаментальной науки в сфере экономики оставались как бы за рамками образовательного процесса: их исследованием занимались в основном специалисты РАН. Однако современные реалии требуют от вузов более глубокого подхода, что нашло отражение и в государственной программе по развитию образования на 2013–2020 годы. В ходе совместных дискуссий с коллегами мы попытаемся определить основные векторы развития вузовской научной деятельности на ближайшие годы, а также выявить наиболее эффективные ее формы и механизмы стимулирования преподавателей и студентов в данном направлении».
Упор на взаимодействие науки с образовательным процессом отличает наших зарубежных коллег. Исполняющий обязанности ректора Вустерского политехнического университета Эрик Оверстром убежден: сочетание инноваций и технологий просто необходимо. Но главная особенность образовательного процесса заключается в междисциплинарном взаимодействии, которое готовит специалистов к реальной работе. Такой подход позволяет развить навык полного погружения в задачу, учит постановке правильных вопросов, воспитывает желание постоянно двигаться вперед и не останавливаться на достигнутом. Именно так воспитываются лидеры предпринимательства и инноваций. «Научные исследования – это когда деньги превращаются в знания, а инновация – когда знания превращаются в деньги» – так закончил свое выступление Эрик Оверстром.
В условиях современного мира и рыночной экономики стандарты образования постоянно меняются. Но именно это и способствует повышению их конкурентоспособности. Международная конференция должна внести свою лепту в дело повышения качества высшего образования в Российской Федерации и показать всему миру, что наши стандарты – это не пустой звук.
Одним из элементов этого самого признания является присутствие в самых престижных рейтингах вузов. «Взаимосвязь и взаимовлияние образовательной и научной деятельности важны абсолютно для всех специальностей. И мне кажется, за этим будущее», – уверена Любовь Гончаренко, проректор по магистратуре и аспирантуре Финансового университета, заместитель председателя совета Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области финансов, учета и мировой экономики. И действительно, при составлении международных рейтингов университетов многие показатели, влияющие в конечном счете на итоговую позицию вуза, зависят от научных достижений. И если во время обучения заинтересовать студента научной работой, то это не только шаг в его профессиональном развитии, но и повышение престижности вуза.
В этом смысле у Финансового университета есть повод для гордости. По итогам 2013 года вуз вошел в мировой рейтинг Webometrics, оценивающий присутствие высших учебных заведений в интернет-пространстве, и занял в нем 32-е место. В расчет брались общее число внешних ссылок, количество индексируемых страниц и общий индекс цитирования. Эти же критерии важны и для таких мировых рейтингов высших учебных заведений, как: Times Higher Education World University Rankings и QS World University Rankings. Именно поэтому активное присутствие в интернет-пространстве является важным направлением развития для Финуниверситета.
Еще один немаловажный аспект, обсуждавшийся на конференции, – качество образования. Как заявил в ходе конференции исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Мурычев, наша страна вступила в эру инноваций, экономика находится на подъеме: «В каждом сегменте открываются новые конкурентоспособные производства. Но главная проблема, согласно социологическим опросам прошлого года, – нехватка квалифицированных кадров».
Впрочем, нельзя сказать, что прогресса в этом вопросе нет. Бизнес давно и прочно вошел в образовательную сферу – целевые направления (оплата обучения за счет будущего работодателя, а не за счет государства), образовательные центры и корпоративные университеты, передача оборудования в вузы – все эти тенденции с каждым годом получают все большее распространение. В том же Финансовом университете уже достаточно давно функционируют совместные с крупными бизнес-структурами кафедры, в том числе с PricewaterhouseCoopers, KPMG, «Ингосстрахом», ВЭБом и другими. И сотрудничество российских предпринимателей с образовательными учреждениями будет продолжаться, что в перспективе приведет к повышению ценности выпускников вузов на рынке труда.