Крым уже никогда не сможет получить независимость от России либо стать частью другого государства, об этом заявил представителям СМИ председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин на брифинге, посвященном вхождению полуострова в состав РФ. Парламентарий отметил, что, согласно главному документу страны, суверенитет России «распространяется на всю территорию Российской Федерации». «Конституция не предусматривает права выхода из состава Российской Федерации», – подчеркнул г-н Плигин.
С точки зрения международного права такой возможности также нет, поскольку, как разъяснил депутат, «Крым не является его субъектом и не требует международного признания в обычном значении этого термина». «В статье 65 Конституции Российской Федерации говорится лишь о возможности появления в России новых субъектов, – продолжал просвещать журналистов г-н Плигин. – Порядок их принятия должен быть определен специальным федеральным конституционным законом, как это было в случае Крыма». Депутат подчеркнул, что в рамках плебисцита «никто этого (права на выход из РФ. – «НИ») и не имел в виду». «Мы видели, насколько это было единодушное решение, – отметил Плигин. – А результаты крымского референдума свидетельствуют о том, что жители Крыма не думают о выходе из России».
Комментируя заявление законодателя, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова напомнила «НИ», что «Конституционный суд России референдум в Татарстане в 1992 году признал несоответствующим Конституции». Тогда на референдуме о статусе Республики Татарстан гражданам предлагалось ответить на вопрос: «Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» Более половины (61 %) участников плебисцита тогда проголосовали положительно.
«Российским законодательством возможность выхода субъекта из Федерации действительно не предусматривается, – добавила эксперт. – Поскольку у нас Федерация не договорная, а конституционная».
Здесь уместно будет отметить, что конституционное право свободного выхода из состава СССР имели все союзные республики.