Posted 23 марта 2014, 20:00
Published 23 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:31
Updated 8 марта, 04:31
Западные страны признали победу России в Крыму. Беспомощные санкции, которые в Европе вымучивали всю минувшую неделю, свидетельствуют об этом со всей очевидностью. Европейские лидеры больше озабочены тем, как сохранить собственное лицо и уберечь себя от российского гнева, чем судьбой Крымского полуострова. Еще в большей растерянности пребывает президент США. Впервые за долгие годы в Европе случился территориальный передел, который не был согласован с Вашингтоном и, что самое главное, произошел до фактического решения о присоединении Крыма к России без единого выстрела. И впервые за долгие годы на мировой политической арене заявил о себе лидер, которого даже в США готовы признать более сильной фигурой, чем фигура американского президента. Если в своей мюнхенской речи Владимир Путин удивил мир решительным словом, то в крымской кампании он поразил всех решительным делом. Сказал, что «Крым – наш». И Крым уже наш. Все остальные отдыхают, включая растерянную Украину, которой долго говорили, что она вроде братская, но, когда в ее доме случился большой скандал с мордобоем и кровью, большой брат пришел и под шумок забрал то, что всегда считал своим. Киев опешил. Метнулся не в Симферополь уговаривать своих граждан разлюбить Россию, не в Москву – уговаривать Россию разлюбить Крым, а в Вашингтон, в Брюссель... Официальный Киев молил чужого дядю спасти от родного брата, и все выглядели жалко – и Киев, и дядя, потому что с братом явно никто не хотел связываться. А вдруг русская диаспора Германии, Франции или, не побоюсь этого слова, американский Брайтон-бич проведут референдум и захотят войти в состав российского Крыма? И прилетят зеленые человечки, и будут вежливо улыбаться, дружелюбно поигрывая автоматом Калашникова? От этой веселой перспективы грустно затихли многие вожди не только наших приграничных государств, но и самых дальних территорий. Они поняли, что мир изменился. Еще вчера был только один большой брат, который не скрывал, что его геополитические интересы распространяются на всю планету и он ни с кем особо не считается, если ему где-нибудь что-нибудь нужно. А тут вдруг подрос другой, который не только заявил о своих интересах, но и стал их отстаивать так, как считает нужным. Не оглядываясь на опешившего большого. Хотя, конечно, их долгие ночные телефонные разговоры и дают основания подозревать, что границы решительных действий все же обсуждались. Два слона вполне могли советоваться, как бы не побить стекла в европейской посудной лавке.
К этой большой игре можно относиться по-разному. Но есть, безусловно, замечательный результат, от которого никуда не денешься – передел границ проведен практически мирно. И вежливые зеленые человечки, как ни крути, но все же лучше, чем бомбящие беспилотники и грубые «Томагавки». Говорю это с полной уверенностью, потому что в качестве военного репортера не раз испытывал и описывал все прелести войны в Югославии, Ираке, Афганистане, Руанде, Чечне, Приднестровье, Абхазии... Там было много бомб, стрельбы и трупов. И никакой вежливости. Если пример Путина станет заразительным и мир научится решать даже территориальные проблемы с помощью референдума, может быть, и войны в конце концов прекратятся?
На этой победной ноте вроде можно бы и точку поставить. Но включишь случайно телевизор, заглянешь в Интернет, раскроешь иную газету – и понимаешь, что война продолжается. Главный пропагандист страны пугает Америку нашими ракетами и ядерным пеплом, пропагандисты помельче грозят Европе нашим суровым ответом на их смешные санкции и пугают всех украинским фашизмом. А провластные политтехнологи активно настраивают россиян против национал-предателей и «пятой колонны», которые, дескать, окопались в нашем тылу и не просто отказываются жить под лозунгом «Все для фронта, все для победы», но и вредят победителям. Эти услужливые дураки, которые, как известно, опаснее врага, захлебываясь подобострастием, отключают оппозиционные сайты «Грани.ру», «ЕЖ», добивают телеканал «Дождь», снимают главных редакторов, которые недостаточно лояльны, и прессуют СМИ, которые недостаточно покорны. Они, похоже, уверены, что тем самым укрепляют вертикаль нашей суверенной демократии и вносят свой вклад в победный марш строем. Но марш строем со временем приводит к такому резонансу, что даже самые прочные конструкции и вертикали рушатся на глазах. И банальная фраза о том, что «от победы до поражения один шаг», в очередной раз становится явью.
Вчера Владимир Путин поручил руководителям министерств и ведомств создать в кратчайшие сроки в Крыму и Севастополе исполнительные органы власти и срочно наладить нормальную жизнедеятельность. Это не просто сигнал, а, по сути, прямая команда – война окончена, Крым наш, пора строить мирную жизнь. Но включишь телевизор, заглянешь в официальные СМИ – а там продолжается бой… а там все ищут врагов… а там в воинственном угаре всё расшибают и расшибают лбы...
Автор – главный редактор «НИ»