Posted 17 марта 2014, 20:00
Published 17 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:34
Updated 8 марта, 04:34
King Crimson – одни из основателей прогрессив-рока и образец для подражания вообще всех прогрессивных музыкантов, включая джазменов и академических исполнителей. Рассказывали, что в семидесятые, например, пианист Алексей Любимов так «зафанател» от британской рок-группы, что сам какое-то время играл «кримсонов». Барабанщик стадионной прог-метал-группы Dream Theater Майк Портной на пресс-конференции в Москве хвастался татуировкой King Crimson на руке: «Вот как я люблю их! И счастлив, что знаком с Робертом!» Подобных примеров вообще масса. Кажется, что обожание King Crimson не закончится никогда. Наоборот, появляются новые поклонники.
При всем при том лидер «кримсона», гениальный чудак Роберт Фрипп, отошел от музыки. Он никогда не любил журналистов, интервью, публичность, особой ненавистью ненавидел невинные автографы... Какое-то время путано, с запальчивостью а-ля Холден Кофилд объяснял, почему именно и как именно вся эта «липа» мешает Высокому Искусству. Теперь вообще замолчал. Но, извините за банальность, дело его живет. Да еще как! Во-первых, в самом «кримсоне» и сопредельных проектах переиграла масса музыкантов, каждый из которых потом ярко проявился. То ли дело в педагогическом таланте Фриппа, то ли в интуиции (в сырой наглой молодежи видеть таких же музыкантов, как и сам), то ли просто в какой-то магии...
Группа с Фриппом была у нас. Давно, лет десять назад. Ажиотаж был сумасшедший. Потом всякие разные проекты, вроде дуэта Трей Ганн/Пэт Мастелотто, тоже заезжали и тоже находили своего восторженного слушателя. Так что шестифигурный King Crimson Projekсt по всем прикидкам тянул на событие года. Так, в общем, и получилось. Народу, правда, был явный недобор. То ли погода ненастная, то ли реклама плохая. Но все слушатели – в восторге.
King Crimson Projekсt – музыканты ближнего круга, самой что ни на есть «семьи» Фриппа. Гитарист и вокалист Адриан Белью – из позднего состава (в King Crimson с 1981-го). Исполнитель на редкостном инструменте «стик-бас» Тони Левин (на фото) также известен по многолетнему сотрудничеству с Питером Габриэлом; именно его раскатистый бас цементирует многие хиты британского певца. В остальных ролях – Пэт Мастелотто, Тобиас Ральф (барабаны) и бас-гитаристка Джули Слик. И, наконец, многострунный немецкий гитарист, ученик Фриппа Маркус Ройтер, который в декабре уже выступал у нас – в Доме музыки с «Намгар».
С Ройтера концерт и начался. Очкастый парень с тач-гитарой и серебристым лептопом своим интро задал такой градус накала, который потом не спадал. Вскоре после экзерсисов Ройтера на сцену поднялись остальные пятеро. Спокойно так, как будто каждый день выходят на эту сцену. Тони Левин «сфоткал» коллег. Все поулыбались. Начался B\'Boom, потом THRAK. И еще масса кримсоновских песен, включая VROOOM и Red.
Вообще, играла фактически не группа, а два трио. Ройтер-Левин-Мастелотто и Ральф-Слик-Белью. Первые исполнили композиции проекта Stickmen и кусок «Жар-птицы» Стравинского. Это тоже очень в духе всей кримсон-истории: Роберт Фрипп в молодости, глядя на Джимми Хендрикса, размышлял: а вот если бы буйный американский гитарист играл бы «не блюзы, а Бартока и Стравинского»? В общем, таким прошедший концерт и был: современная – и на самом деле никакая не роковая – музыка. Креативная, импровизационная. И с диким драйвом и электрической энергией. Как они совмещают в себе все, что можно, – загадка. И волшебство.