Бывшие сотрудники Златоустовского металлургического завода (Челябинская область) оказались в сложной ситуации. Сокращенным ввиду кризиса на предприятии сталеварам предложили переехать в Челябинск, приобретя там жилье по специальной схеме ипотечного кредитования. При этом ощутимая разница в стоимости жилья в небольшом городке и областном центре, ежемесячные выплаты по ипотеке и ремонт нового жилища – все это ложится на плечи самих переселенцев. Неудивительно, что согласных на переезд пока не нашлось и вопрос о трудоустройстве оставшихся без работы людей остается открытым.
Новый подход к решению проблемы моногородов появился после того, как в конце 2013 года их передали в ведение Министерства экономического развития (раньше за них отвечал Минрегион). Для начала ведомством было дано определение самого понятия «моногород». Согласились, что это населенный пункт, где проживает больше 3 тыс. человек и не менее 20% от экономически активного населения работают на одном предприятии. При этом оно не должно принадлежать к преуспевающему нефтегазовому комплексу. Затем министерство начало мониторинг состояния предприятий – собственникам были разосланы специальные анкеты. Этой весной по итогам анкетирования министерство планирует провести «инвентаризацию» градообразующих активов. После чего приступят к расформированию и переселению самых проблемных из них.
В настоящий момент в 342 российских моногородах проживают около 16 млн. человек. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке расположено около 60% моногородов, а положение там оценивается как наиболее тяжелое. В бурятском Селенгинске то и дело проходят митинги и пикеты. Населенный пункт может остаться без отопления, а работникам местного целлюлозно-картонного комбината уже несколько месяцев не платят зарплату.
«У нас есть целый ряд моногородов, где-то порядка 70, где просто в ручном режиме ситуация удерживается», – заявил помощник президента РФ Андрей Белоусов. Согласно исследованию Центра стратегических разработок, 56 моногородов были включены в 2013 году в так называемый кризисный перечень. При этом авторы исследования отметили, что «искоренить сам феномен моногородов в России невозможно – нужно работать с ним, принимая его как данность».
Для работы власти обещали выделить уже в этом году 50 млрд. рублей. Однако планы резко изменились. На днях министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что «большую часть этих денег было решено направить на строительство детских садов». На моногорода остается лишь 10 млрд. – капля в море, как говорят эксперты.
По мнению главы фракции КПРФ в Мосгордуме Андрея Клычкова, разбираясь с проблемой моногородов таким образом, правительство расписывается в своей беспомощности. В конечном итоге, считает депутат, это негативно отразится и на столице.
«Идея с переселением неудачна хотя бы потому, что жители моногородов Центральной России, очевидно, не поедут жить и работать на Дальний Восток, – сказал г-н Клычков «НИ». – Даже если правительство выплатит им по 800 тысяч рублей. Они поедут в Москву – регион с самым развитым уровнем жизни и инфраструктурой в России».
В результате, отметил депутат, население московской агломерации уплотнится еще больше. «Повысится нагрузка на те же самые детские сады, школы, медицинские учреждения, – перечислил возможные последствия г-н Клычков. – Увеличится конкуренция на рынке труда, при котором жители Москвы, безусловно, окажутся в невыгодной ситуации, поскольку люди из социально неблагополучных регионов соглашаются работать буквально за копейки».
Неудачная политика в отношении моногородов может обернуться серьезными народными волнениями, добавил, в свою очередь, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Он отметил, что населенные пункты, созданные вокруг одного градообразующего предприятия, входят в «группу риска». «Не думаю, что ситуация приведет к массовым беспорядкам в мегаполисах, – заявил «НИ» Михаил Делягин. – А вот в моногородах возможно все. И бунты, и захваты, и перекрытия дорог».
Власть, по его словам, потеряла время, пытаясь снизить социальную напряженность. Сначала моногородам оказывалась социальная помощь, потом возникли проекты переселения, но проблема не решается ни на йоту. «Невозможно модернизировать места проживания людей без модернизации страны в целом», – убежден г-н Делягин.
То, что делает правительство сейчас, по словам вице-президента Центра политических технологий Алексея Макаркина, – это «попытка, не дожидаясь следующего кризиса, решить хотя бы часть вопросов, связанных с моногородами». Однако г-н Макаркин сомневается в том, что властям удастся повсеместно навести порядок, так как «в России слишком много проблемных городов и поселков, благополучие которых зависит от состояния дел на градообразующих предприятиях».
Свой вариант решения проблемы моногородов предложил «НИ» доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ Владимир Лексин. Эксперт подчеркнул, что скептически относится к идее ликвидации и переселения таких населенных пунктов, так как они «сами по себе являются центрами расселения, вокруг которых формируется сельская округа». «В малых городах есть больницы, школы, иногда колледжи. Если моногорода начнут ликвидировать, то какая судьба ждет жителей населенных пунктов, находящихся рядом?» – задался вопросом г-н Лексин.
Необходимо, считает эксперт, выбрать 10–15 городов и опробовать различные модели их возвращения к жизни. На то, чтобы решить вопрос системным путем, не хватит денег, уверен экономист, к тому же каждый моногород уникален и требует отдельного подхода. «На это, конечно, потребуется много лет, – оговорился собеседник «НИ». – Речь идет о насыщении местных рынков конкурентоспособной продукцией. Например, легкой и пищевой промышленности. В конкретном городе можно создать фабрику по пошиву одежды, освободить от налогов, местные жители с удовольствием пойдут туда работать. А продукцию реализовывать на местных рынках. У нас 140 миллионов готовых потребителей в стране, и если нет спроса, то в современной экономике его можно создать».
Тем временем профсоюз тольяттинского «АвтоВАЗа» (Тольятти – крупнейший моногород страны, по версии Минрегиона) попросил директора не увольнять работников, а повышать производительность труда за счет новых технологий. По плану же до конца 2014 года предполагается сократить 7,5 тыс. сотрудников завода. Профсоюзы, как принято в таких случаях у нас, молчат.