Краеведы Ивантеевки бьют тревогу. В отношении местных властей к дому Лыжина они видят угрозу историческому объекту. Дача промышленника, выявленный в 2006 году объект культурного наследия регионального значения, не только почти уничтожена физически. Местная администрация уже ходатайствовала об исключении ее из числа памятников. Денег на восстановление красивого домика, который, по оценке экспертов, «связывал воедино кекушевские фабричные и прочие постройки начала XX века» Ивантеевки, в городе не нашлось. На местном форуме едко подметили, что при этом бюджет предусмотрел строительство нового здания ивантеевской администрации, хотя вряд ли это обошлось дешевле.
Дача промышленника Лыжина, владельца градообразующего предприятия - тонкосуконной фабрики - расположена в Детском проезде напротив фабричных корпусов. Соседи дачи по улице – малоэтажные постройки первой трети XIX века: конторское здание («дом для служащих»), конюшня, каретный сарай, жилая казарма для рабочих. Все они, а также четырехэтажный фабричный корпус считаются работами Кекушева. До недавнего времени Ивантеевка была счастливой обладательницей целого градостроительного ансамбля в стиле модерн.
Вот что говорится о даче Лыжина в историко-культурном исследовании ВООПИиК, сделанном в 2011 году кандидатом исторических наук Владимиром Хутаревым-Гарнишевским: «Дом-дача Владимира Александровича Лыжина был возведен в 1905 году по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева, который по воспоминаниям его дочери возвел в 1900-е годы для промышленника серию объектов <…> Двухэтажная деревянная постройка дачи в плане представляла собой неправильный многоугольник, близкий к прямоугольной форме. В основе здания лежит многокомнатная бревенчатая изба, отделанная снаружи тесом наличниками. Проект дачи является уникальным и не схож с типовой дачной застройкой начала XX века <…>
Если говорить о назначении здания и его градостроительном значении, то следует отметить, что оно находилось практически напротив главной проходной лыжинского предприятия и представляет собой неразрывную часть всего ансамбля фабричной застройки. В пользу того, что дача является именно частью промышленного ансамбля, а не отдельно стоящей частной постройкой, является не только ее расположение на местности, но и то, что она находилась на балансе Товарищества и была построена в рамках масштабного строительства на территории фабрики тем же архитектором, который возводил и фабричные здания <…>
Композиционно дом-дача В.А. Лыжина являлась важным градостроительным элементом, определявшим застройку квартала, образованного четырехугольником пересечений Детского проезда, Садовой улицы и улицы Дзержинского. Здание связывало воедино кекушевские фабричные и прочие постройки начала XX века».
В 2006 году дачу Лыжина внесли в список выявленных объектов культурного наследия регионального значения. Годом ранее столетний деревянный домик был передан ресторану «Русская усадьба» (арендатор ООО «ДЭЛЮС»). Новый статус объекта ничего не изменил в условиях аренды, хотя специалисты Общества изучения русской усадьбы заручились поддержкой главного архитектора Ивантеевки в вопросе сохранения этой дачи и рекомендовали разместить там художественную школу. А 7 февраля 2008 года (в день рождения Кекушева) в ресторане произошел пожар, в результате которого здание очень сильно пострадало – обрушились кровля и перекрытия. Виновных в происшествии так и не нашли.
Пока ивантеевские краеведы сокрушались и размышляли, можно ли дачу как-нибудь восстановить, местная администрация обратилась в Министерство культуры Московской области с просьбой снять с объекта охранный статус. Получив отказ, чиновники Ивантеевки распорядились произвести на пожарище странную «уборку», в результате которой были окончательно снесены стены дома и поврежден фундамент. От некогда великолепной постройки остались только печная труба и подвал. Защитники дачи считают, что это было сделано с единственной целью – снять здание с охраны. Факт «уборки» в Минкульте никак не прокомментировали, аккуратно назвав этот акт «разборкой полуразрушенного деревянного этажа», хотя, по свидетельству очевидцев, задействованные в работах мигранты «варварским способом» сносили оставшиеся стены, «максимально причиняя ущерб объекту культурного наследия: стены вырывались с корнем, при этом пострадал фундамент». И все это делалось несмотря на наличие у объекта охранного статуса. Глава города Сергей Гриднев объяснил «уборку» попыткой ликвидировать последствия пожара и избавиться от свалки мусора.
По данным краеведов Ивантеевки, в настоящее время объявлен конкурс на формирование земельного участка рядом с дачей Лыжина - под строительство детского сада. Площадь участка довольно большая – 5 000 кв. м, что наталкивает ивантеевцев на подозрения о развертывании в этом месте более масштабного проекта. Горожане также полагают, что администрация может заодно захватить участок с дачей Лыжина (дом № 13 по Дачному проезду) и по-тихому ее снести под благовидным предлогом. Правда, пока наличие охранного статуса у объекта сильно препятствует этим планам. Но долго ли пепелище сможет сохранить этот статус?
Как сообщили «Новым Известиям» в Министерстве культуры Подмосковья, госэксперты рекомендуют воссоздать дачу по имеющимся чертежам. Ожидается также экспертная оценка всего комплекса зданий тонкосуконной фабрики промышленника Лыжина. «Министерством культуры Московской области в 2013 году организовано проведение государственной историко-культурной экспертизы данного объекта на предмет целесообразности его отнесения к числу памятников истории и культуры, учитывая, что администрация города Ивантеевка ходатайствовала об его исключении из числа охраняемых объектов, - уточнила пресс-служба Минкульта. - После предварительной проработки вопроса эксперты высказались за сохранение дачи в числе памятников, ее воссоздание по имеющимся чертежам и материалам. Акт экспертизы по всему комплексу фабричного городка Лыжина в городе Ивантеевка (а это еще несколько кирпичных зданий казарм) должен поступить в Министерство культуры Московской области во 2-м квартале 2014 года».
Работы по оформлению земельного участка под застройку также идут полным ходом. В конце января 2014 года был выбран победитель конкурса котировок на выполнение работ по формированию участка «ориентировочной площадью 5000 кв.м. под размещение дошкольного образовательного учреждения и изготовлению межевого плана для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, Детский проезд, дом 9». За 79 тыс. рублей формированием участка займется индивидуальный предприниматель из Железнодорожного Евгений Котов. Срок выполнения работ – 30 дней.
«Детский проезд, где располагается Дача Лыжина, фабричные корпуса, 9-й квартал – это все то немногое, что у нас осталось, - констатирует ивантеевец краевед-любитель Алексей. - Сейчас застраивается 9-й квартал, недавно снесли дачу Шатена, который был управляющим фабрикой Ватреме. Чиновники планомерно уничтожают историю, застраивая ее бетонными коробками».
В последние годы Подмосковье один за другим теряет замечательные старинные деревянные строения. Некоторые из них так и не успели получить статус объектов культурного наследия, другие были таковыми, но фактически никем не охранялись.
Так, в 2008 году, в июле, в Королеве сгорел объект культурного наследия регионального значения Дом Рабенека. Судя по табличке, висевшей на этом здании (которая, кстати, периодически исчезала), оно являлось образцом деревянного зодчества эпохи модерна, спроектированным московским архитектором начала XX века А. Эрихсоном. Незадолго до пожара местная активистка Полина Федянина принялась настойчиво привлекать внимание администрации Королева и экспертов к плачевному состоянию дома. «Многие окна выбиты, прекрасные наличники и балконы разрушаются, сырость угрожает деревянным перекрытиям и обшивке дома, - писала она в городской Комитет по культуре. - Видимо, в целях сохранения здания были забиты досками окна и двери, но сейчас многие из этих проемов открыты и позволяют проникнуть в дом любому злонамеренному человеку. В настоящий момент не обеспечена элементарная охрана здания». Дом Рабенека сгорел дотла и так и не был восстановлен. Местные жители говорят, что пожар возник из-за бомжей, разводивших огонь в здании. По заказу королевской администрации была проведена экспертиза здания по снятию его с учета. К счастью, Минкультуры МО пока ее не одобрило.
Ранее Королев точно так же потерял волшебной красоты деревянный дом усадьбы Прове-Калиш – неохраняемое здание, объект культурного наследия, сгорело в 1997 году, а усадьбу потихоньку начали застраивать. Примечательно, что, как и в Ивантеевке, в Королеве главными сторонниками избавления от памятников культуры стали городские власти.
В 2013 году в поселке Елизаветино Ногинского района сразу после выборов главы местной администрации сгорело деревянное строение, которое Министерство культуры Московской области готовилось признать историческим объектом - дом П. П. Воронина рубежа XIX-XX вв. в усадьбе товарищества «П. Малютин и сыновья». Кстати, автор этой постройки – тот же знаменитый архитектор Кекушев. Ранее в доме располагалась начальная школа, но в 2010 году она была закрыта. После этого здание пустовало, не охранялось и постепенно разрушалось. Администрация поселения пыталась выставить его на продажу. Охранным объектом исторический дом так и не успел стать, и о его восстановлении речи даже не идет.
О возможной утрате деревянных памятников культуры сообщают краеведы Пушкино (речь идет о даче Струковых), Орехово-Зуево (дом Свешникова). Наличие или отсутствие охранного статуса не играет большой роли – старенькие деревянные домики занимают стратегически неправильные места – самые лакомые для застройщиков участки в центрах городов. Градозащитники боятся, что в любой момент внезапный пожар может освободить территорию для застройщиков. Уходящей хрупкой истории, на охрану которой вечно нет денег, трудно противостоять напору бизнеса, поддержанного властью. Да и местные жители, которым обещают комфортный новострой вместо ветхих домиков, не всегда понимают, чего они лишаются. Поймут, конечно, со временем. Только, может статься, к тому моменту спасать в Подмосковье будет уже нечего. Например, по свидетельству искусствоведа Марии Нащокиной, из всего наследия деревянного модерна Льва Кекушева, построившего в свое время немало дач в Подмосковье, сохранились лишь единичные сооружения - деревянная дача И.И. Некрасова в Райках и дача А.И. Ермакова в Мамонтовке.
Валерия Нодельман