Posted 12 марта 2014, 20:00
Published 12 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:36
Updated 8 марта, 04:36
О поправках, внесенных на рассмотрение группой депутатов из разных фракций, на пленарном заседании Госдумы в среду сообщил первый замглавы думской фракции «Единая Россия», председатель ВСМС Вячеслав Тимченко. По его словам, если поправки будут одобрены, то к существующим пяти типам муниципального образования добавляется еще два. Согласно внесенному документу, в крупных городских округах будет действовать двухуровневая модель организации МСУ – городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Представительный орган городского округа с внутригородским делением будет формироваться из состава районных представительных органов власти, глава городского округа будет избираться из состава представительного органа городского округа, при этом он одновременно будет исполнять полномочия председателя городского парламента. За хозяйственную деятельность будет отвечать сити-менеджер. Аналогичная схема будет действовать и для муниципальных районов: советы районов будут формироваться из глав и депутатов поселений, входящих в этот район, главу района будет выбирать местный парламент. Между тем, как отмечают авторы законопроекта, реформа коснется только городов c районным делением. В сельских поселениях и городских округах, в которых районного деления нет, сохранится возможность избирать депутатов и глав на прямых выборах.
Завкафедрой конституционного и муниципального права ГУ ВШЭ Михаилу Краснову показалось странным, что поправки вносятся в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», так как ничего общего с реальным местным самоуправлением они не имеют. «Можно сразу сказать, что это никакое не местное самоуправление. Местное самоуправление без прямой выборности – это не местное самоуправление. Даже сейчас, в общем-то, мэры плюют на тех, кто их выбрал, а когда их будут назначать, они вообще населения не будут замечать. Так что ни о каком местном самоуправлении в таких условиях говорить нельзя», – поясняет «НИ» ученый. Как отмечает эксперт, мотивом появления этого законопроекта является вертикализация власти по максимуму. «Мотивы известны – вертикаль, вертикаль и еще раз вертикаль, везде, где только можно», – уточняет г-н Краснов.
Руководитель Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин в разговоре с «НИ» отмечает, что во внесенном документе речь идет только о формальном местном самоуправлении, которое не будет иметь никаких рычагов, реальные же рычаги будут у исполнительной власти. «Совершенно очевидно, что принятие этого законопроекта приведет к укреплению вертикали исполнительной власти, к укреплению администрации, которая идет от президента, и уменьшению возможностей местного самоуправления. Мы постепенно возвращаемся к той ситуации, когда формально по Конституции у нас есть некие представительные органы, а фактически все нити управления ведут непосредственно к другому органу», – подытоживает эксперт.