Традиционный пакет услуг депутата Госдумы, включающий в себя жилье, перелеты на самолетах и автомобиль, финансируется, как правило, за счет бюджета. Сюда же входит и такси для любых нужд законодателей. Как выясняется, почти каждый год на эти цели из бюджета Свердловской области выделяется более 9 млн. рублей. Тендер на перевозку с завидным постоянством выигрывает одна и та же частная компания, что неудивительно, ведь она является единственным участником тендера.
Надо сказать, что парламентарии передвигаются по дорогам Урала отнюдь не на отечественных «Ладах-Калинах», которые в свое время высоко оценил сам глава государства. Депутаты предпочитают седаны, длина которых не менее 4815 мм, ширина не менее 1780 мм, высота не менее 1460 мм с объемом двигателя не менее 2300 куб. см и мощностью от 160 «лошадок». В обязательные опции входит все, что может обеспечить народным избранникам должный комфорт: системы ABS, EBD, BAS, противотуманные фары, обогрев зеркал, фронтальные и боковые подушки безопасности, климат-контроль.
Впрочем, определенная неприхотливость парламентариев налицо: «Мерседесы» и «БМВ» они не требуют – достаточно лишь чешских «Шкод» и японских «Ниссанов» и «Тойот» бизнес-класса. Общий объем услуг составляет 13,5 часа при тарифе в 666 рублей за час передвижения. Несложные арифметические расчеты показывают, что перевозка одного депутата обходится свердловскому бюджету в 706 тыс. рублей в год. Сумма приличная, учитывая, что многие думцы в данном регионе бывают крайне редко, предпочитая столичную жизнь провинциальной, а некоторые, по их словам, к услугам такси не прибегают вовсе, пользуясь личным автотранспортом. Интересно и то, что, согласно условиям конкурса, услуга будет считаться выполненной даже в том случае, если никто из 13 депутатов не воспользуется такси ни разу. То есть фирма, предоставляющая услуги, свои 9,2 млн. рублей получит в любом случае.
Корреспондент «НИ» связался с помощником депутата от фракции КПРФ Павла Дорохина Ольгой Милицкой, которая заявила, что в Свердловской области парламентарий бывает довольно часто, но передвигается, как правило, на машинах коллег по фракции регионального Заксобрания. «В последний раз мы обращались за услугами фирмы такси, выбранной по конкурсу, в октябре прошлого года, – заявила г-жа Милицкая. – Но такое происходит не часто».
Депутат-единоросс от Свердловской области Александр Петров, работающий в Госдуме, заверил «НИ», что он знает о возможности пользоваться услугами такси, оплаченного из бюджета. Однако сам г-н Петров, по его словам, перемещается по Екатеринбургу «своими силами». То есть, даже если учесть, что каждый из парламентариев благородно не пользуется предоставленным такси или делает это, как депутат Дорохин, крайне редко, получается, что бюджетные деньги попросту вылетают в автомобильную трубу.
Как сообщил «НИ» екатеринбургский политолог Федор Крашенинников, добрая традиция оплачивать услуги такси для местных парламентариев из бюджетных средств является «давно сложившейся практикой». «Сюда же можно отнести и «дежурки» из гаража областного правительства, которые всегда готовы прийти на помощь нуждающимся депутатам, – добавил г-н Крашенинников. – Кстати, тот факт, что выигрывает тендер всегда одна и та же компания, в области ни для кого не секрет. Говорят, что когда на тендер решается выйти транспортная компания с самостоятельной позицией, ее отстраняют от участия в конкурсе под десятком различных предлогов».