Posted 3 марта 2014, 20:00
Published 3 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:27
Updated 8 марта, 04:27
Недавно в связи с Олимпиадой в Интернете победно «ходили» снимки валенок с изображением героев мультфильма «Жил-был пес». Их опубликовало одно видное сетевое издание, подписав «вот в таких валенках гуляют по олимпийскому Сочи иностранцы», а пользователи, как и полагается, радовались: в наших сочах, в наших валенках, с нашим «жил-был песом» – полное торжество патриотизма.
Разумеется, рассказали об этом инциденте и создателю мультфильма «Жил-был пес» Назарову Эдуарду Васильевичу. Разумеется, ни о каких валенках он до той минуты слыхом не слыхивал, ну и, столь же разумеется, неведение это ни Назарова, ни его собеседника, ни тех, кто потом узнал о валеночном разговоре с мэтром, не удивило ничуть. Ибо у аниматоров давно уже «удивлялка» по всем подобным вопросам сломалась. Кто бы ни делал валенки и прочие товары, какие бы изображения из советских мультфильмов на них ни помещались, будьте уверены, что создатели этих героев и мультфильмов обычно понятия о происходящем не имеют, «пантоны» не утверждают и денег от лицензирования не получают. И за редким исключением стараются об этой ситуации даже не думать, ибо ничего толкового не надумаешь.
Раньше, конечно, переживали. Даже судиться пробовали, не столько из-за денег, а потому, что странно это как-то. Делаешь два года фильм, каждую деталь в нем продумываешь, каждый цвет, каждое движение подбираешь, а потом – то его отреставрируют, перекрасив в вырвиглаз цвета, то переозвучат, то эпизод какой вырежут, а то, бац, начнут унитазы фирменные с твоими героями продавать. Обидно как-то и некрасиво даже. Однако бизнес есть бизнес, и тут не до вежливости: увещевать бессмысленно, а судиться – концов не найдешь. Ибо правовая история коллекции «Союзмультфильма» – мутная вода. Кто ее куда продал в лихие 1990-е, как перепродал, куда делись пять посредников, делегировавших эти лицензии по цепочке, пока они дошли до производителей конкретных носков/линолеума/календарей (нужное подчеркнуть)? Пока разберешься, голову сломаешь, а еще и скандалистом прослывешь. Знаем – едали.
Уж лучше жить-поживать себе на пенсию (она ж высокая у нас теперь) и небольшие надбавки за народного или заслуженного да радоваться, что твои персонажи (пусть даже поменявшие цвет и выражение лица) прославляют Отечество и вообще несут доброе-вечное. Вот, например, Иван Максимов, режиссер хоть и не советской эпохи, а все-таки тоже человек крайне не защищенный с точки зрения авторского права, так и делает. Говорит: «Я рад, когда меня «перегоняют» направо и налево». Так что, авторы валенок, ау! У вас есть отличная возможность осчастливить еще одного художника.
Шутки шутками, а смущает в этой обувной басне два момента. Первый связан с пресловутым авторским правом. Когда я вижу скандалы вокруг какой-нибудь снятой на «мыльницу» фотографии, которую кто-то неосторожно поместил в своем блоге без разрешения и указания источника, а параллельно с этим в стране абсолютно официально царит такая вот правовая неопределенность относительно серьезных художественных работ – это вызывает ощущение двойной морали.
Второй вопрос связан с позицией в целом российского общества, которое вроде бы перешло на порядок вполне себе капиталистический, однако странным образом включает в общественную собственность все личные достижения своих представителей – будь то спортивные победы или фестивальные призы российских фильмов. То и дело звучит: «наш мультик» получил то-то или признан таким-то таким-то – и каждый раз подмывает спросить «чей это он наш?» Что я или вы сделали для того, чтобы этот мультик состоялся, вышел хорошо и прославился в веках? Вы даже не удосужились выучить имя его (мультика) автора. Ведь ладно создатели валенок, но ни корреспонденты сетевого издания, их сфотографировавшие, ни комментаторы, восторгавшиеся ими вкупе с их местоположением в Сочи на ногах иностранцев, никто так и не упомянул имени Назарова…
Сегодня такая ситуация считается нормой, и когда я начала писать данную колонку, сами же мультипликаторы меня отговаривали: мол, только хуже будет, никто не поддержит. Журналисты, комментаторы, обычные зрители, как показывает практика предыдущих обсуждений темы, оказываются отнюдь не на стороне авторов. И после ряда таких осознаний к сегодняшнему дню желание бороться за свои «интеллектуальные права» отпало даже у самых толстокожих и упрямых. Вот такими символичными оказались валенки: они очень наглядно в итоге продемонстрировали полную и окончательную победу патриотизма и свободы предпринимательства над несколькими отдельно взятыми пожилыми людьми, некогда создававшими советские мультфильмы.
Автор – кинообозреватель «НИ».