Posted 3 марта 2014, 20:00
Published 3 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:27
Updated 8 марта, 04:27
Сложная ситуация вокруг Украины оказывает значительное давление на все мировые экономические площадки. Сильнее всего, что неудивительно, пострадали российские рынки. Накануне индекс ММВБ обвалился на 11,3% (до 1280 пунктов), а индекс РТС – на 12,9% (до 1103 п. – минимум с 2009 года).
«Рост нестабильности будет еще более отрицательно сказываться на состоянии российского рынка и настроении инвесторов. Динамика РТС сегодня хорошо это иллюстрирует. Текущий рост политической неопределенности, проецируясь на рынок, заставит инвесторов скорректировать свои планы. В итоге результаты этого года могут быть даже хуже не самых блестящих результатов прошлого», – сказал «НИ» старший экономист корпоративно-инвестиционной компании Sberbank CIB Антон Струченевский. Даже подскочившие на фоне конфликта и угрозы военных действий цены на нефть и драгметаллы вряд ли смогут в ближайшее время помочь и рынку, и валюте.
По мнению экспертов, в этой ситуации отток капитала из РФ только усилится. По оценкам Центра развития Высшей школы экономики, в январе отток капитала из России составил 20 млрд. долларов, а в феврале – 13–15 млрд. долларов. С учетом суммарного оттока в 63 млрд. долларов за весь прошлый 2013 год эти цифры могут стать катастрофическими для российской экономики. Стоит напомнить, что под это понятие попадает не только прямой перевод денег за рубеж, но и покупка населением валюты и перевод рублевых депозитов в валютные.
Негатива в настрой российского рынка добавляют и угрозы экономической блокады со стороны США и Евросоюза, о которой сразу же после разрешения на ввод российских войск в Крым в телефонном разговоре с президентом РФ Владимиром Путиным заявил президент США Барак Обама. Почти сразу следом за этим пресс-служба Белого дома распространила заявление о прекращение странами G7 (Канада, Франция, Италия, Германия, Япония, Великобритания и США) подготовки к участию в саммите «Большой восьмерки», который должен пройти в июне в Сочи. Но эксперты склонны считать, что это больше демонстративный и чисто символический шаг, который не может нанести России серьезного экономического урона.
«Вводить торговые санкции со стороны Запада бессмысленно. Потому что на все у нас есть взаимозаменяемые рынки сбыта, – сообщил «НИ» ведущий научный руководитель Центра комплексных европейских и международных исследований Максим Братерский. – Может быть, кроме газа, но тут мы взаимозависимы. И ЕС пострадает от этого не меньше». А вот адресные финансовые санкции в отношении российских фирм и физических лиц могут иметь больший смысл, считает эксперт. Потому что рынок акций у нас «неглубокий» и довольно странный – он весьма нервно реагирует на любые политические нестабильности. Тем более что уже сама угроза введения этих санкций, по словам Антона Струченевского, отпугивает инвесторов, причем не только зарубежных, но и российских.
Как отмечает, например, французская газета Les Echos, накладывать санкции на страну, которая экспортирует в Европу такое огромное количество нефти и газа, «означает пилить сук, на котором сидишь». И ЕС даже под давлением США не согласиться пойти на такой шаг. Несырьевой экспорт России составляет всего 75–80 млрд. рублей в год, то есть порядка 15% всего экспорта – потери ощутимые, но не смертельные. Опрошенные «НИ» эксперты соглашаются, что как это ни парадоксально, но в настоящий момент российская экономика устойчива именно благодаря своей неоднократно критикуемой ресурсозависимости.
Тем не менее, если будет иметь место дальнейшая эскалация конфликта, США и Европа могут пойти на заморозку золотовалютных запасов России, которые хранятся на депозитах в их банках. Как показывает практика, США в последнее время любят прибегать к этой мере. Однако только 20% российских запасов находятся на депозитах, остальные 80% – в казначейских бумагах США и Евросоюза. Их заморозить страна-эмитент тоже может, но в данном случае процесс блокировки очень сложен.
Но это довольно радикальный шаг со стороны Запада, а реальных рычагов давления, не связанных с военной силой (дипломатических и экономических), у него не много. В любом случае пока ситуация остается неопределенной. «А в дальнейшем все зависит от того, как будет развиваться политический процесс и диалог сторон», – подводит итог Максим Братерский.