Posted 2 марта 2014, 20:00
Published 2 марта 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:28
Updated 8 марта, 04:28
Политологи гадали, какими будут первые шаги правительства Маттео Ренци, приступившего к работе в четверг. Дел у него хоть отбавляй: экономическая ситуация в стране давно оставляет желать лучшего, недовольство итальянцев своим положением вот-вот выльется в акции протеста, а политические реформы (в том числе избирательного законодательства, с целью предотвратить ставшие слишком частыми правительственные кризисы) давно назрели. Однако мало кто предполагал, что первое, чем придется заняться правительству, станет спасение Вечного города. Кабинет Ренци, еще до того, как он был толком сформирован, огорошил мэр Рима Игнацио Марино. Он объявил, что в воскресенье, 2 марта, уйдет в отставку, так как «не может предотвратить неминуемое» – банкротство города. Как выяснилось, в бюджете столицы в прошлом году образовалась внушительных размеров дыра, оцениваемая в 816 миллионов евро. Она образовалась из-за того, что городские власти жили не по средствам (так утверждают недруги мэра) или из-за того, что власти страны не выполняли свои обязательства перед Римом (так утверждает мэрия). Как бы то ни было, Марино пообещал, что в марте город ждет коллапс. В своей речи мэр нарисовал прямо-таки пугающую картину всеобщей остановки общественного транспорта. Ведь у города, по его словам, есть лишь 10% от суммы, необходимой для оплаты бензина автобусов в марте. Дальше, по мысли мэра, должна наступить «цепная реакция»: не будет автобусов – не будет туристов. Экономика города умрет.
Но апокалипсис не состоялся. Новый премьер бросил Вечному городу «спасательный круг» в виде срочной финансовой помощи в размере 575 миллионов евро. Соответствующий законопроект, правда, еще предстоит утвердить парламенту, но, вероятно, депутаты не будут упрямиться. А вот мэру премьер-министр посоветовал задуматься. Ренци потребовал от римских властей сократить расходы и дал понять, что окончательное спасение города все-таки является делом его властей, а не правительства.
Помощь властей страны не решит проблему с финансами столицы, а только даст его градоначальнику Марино время. Между тем городские власти утверждают, что Ренци тоже не устранится от дела спасения столицы. Ведь угроза банкротства Рима и примерно полусотни других итальянских городов возникла после принятия в 2012 году закона, который резко сократил ассигнования центрального правительства провинциальным и городским властям. Эти сокращения стали важной составляющей программы стабилизации финансов страны. На данный момент самым крупным итальянским городом-банкротом является расположенная на севере страны Алессандрия – центр одноименной провинции, с населением 100 тыс. человек. По итальянским законам, МВД назначает в такие города комиссаров, главными задачами деятельности которых являтся увеличение сбора налогов на местах, сокращение расходов, реструктуризация долгов и переговоры с поставщиками. Это в Алессандрии и произошло.
В свою очередь в кабинете министров замечают, что власти страны и так уже сделали что могли для облегчения бремени, которое приходится нести римским властям. Так, в 2008 году правительство разрешило городу перевести около 20 млрд. евро долга в специальный фонд, который был профинансирован государством. Однако за прошедшие 5 лет столичные мэры особых усилий в сокращении расходов не проявили, и долг все равно продолжил рост. Особенно «отличились» городские управления транспорта и уборки мусора, расходы которых в 5 (!) выше, чем у частных компаний.
Нежелание прислушаться к жалобам Марино объясняется еще и нежеланием Ренци создавать опасный прецедент. Очевидно, что, если государство погасит долг Рима в полном объеме, с аналогичными просьбами о помощи могут обратиться и другие города. Например, такое же обращение уже готовит мэрия Неаполя, который находится в очень тяжелом положении.