Суть мошеннической схемы заключается в том, что различные организации предлагают гражданам выступить посредниками в погашении их банковского кредита. Эти фирмы обязуются полностью выплатить долг банку без участия заемщика при условии внесения 25–30% от суммы задолженности на счет самой организации. Как правило, после совершения нескольких платежей они прекращают выплачивать средства и отказываются от своих обязательств, в результате чего их клиенты остаются должниками банков. ЦБ в этой связи напоминает, что заключение сделки с любым третьим лицом по поводу погашения кредита не может прекратить обязательства заемщика.
В настоящий момент в силу серьезной закредитованности населения спрос на подобного вида сомнительные услуги может только возрасти, прогнозируют эксперты. За 11 месяцев 2013 года объем просроченной задолженности по кредитам вырос на 41% – до 440 млрд. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Такие высокие темпы объясняются бумом выдачи необеспеченных кредитов в 2012–2013 годах. И теперь, оказавшись не способными расплачиваться по долгам, такие импульсивные заемщики ищут способы расплатиться с банками всеми возможными способами.
«Тут вопрос не к работе ЦБ, а скорее к работе правоохранительных органов, которые должны такие мошенничества находить и пресекать, а не позволять разрастаться, как это было в случае с «ДревПромом», – сказал «НИ» зампредседателя правления Московского общества защиты потребителей Антон Недзвецкий.
Напомним, что в начале февраля в Оренбургской области в отношении компании «ДревПром» было возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в связи с подозрениями в крупной афере с кредитами. Это, конечно, не единственная такая компания, но до сих пор этот вид мошенничества не был на слуху и не фиксировался в заметном для высокого руководства ЦБ объеме, отмечает эксперт.
Потребность активно информировать население о возможных видах мошенничества, жертвами которого они могут стать, остается насущной. Так, заемщикам нужно помнить о черном кредитном брокеридже. По сути, это та же ловушка посредников, только возникающая на этапе получения кредита, а не его выплаты. Этот вид мошенничеств, как правило, связан с крупными суммами автомобильных и ипотечных кредитов, для получения которых необходимо собрать большой портфель разных документов. Нередко клиенты предпочитают обратиться в таких случаях к брокеру, который обещает облегчить их задачу, взяв на себя основную часть работы. Дальнейшие события могут развиваться по двум основным сценариям – недобросовестный брокер исчезает, получив деньги за свои «услуги», либо он сообщает клиенту об отказе банка в кредите, хотя на самом деле банк кредит одобрил. Но об этом заемщик узнает, только когда ему начинают приходить уведомления о просроченных платежах и начисленных за них пени.
Для должника также существует риск столкнуться с лжеколлекторами. Этот вид махинаций получил широкое распространение после массовых невыплат по долгам в период кризиса. Тогда банки начали охотно продавать коллекторским агентствам «плохие» долги. В ходе таких передач мошенники легко получили доступ к базам данных неплательщиков и под видом коллекторов в агрессивной форме требовали выплаты долга. Хотя надо признать, что и коллекторские организации, имеющие лицензию, зачастую отличаются не слишком любезным отношением к должникам. В любом, случае если коллектор ведет себя слишком грубо, разговор следует записать и обратиться в полицию, советуют эксперты. Кроме того, явный признак мошенничества – это предложение оплатить долг наличными.
«Но маловероятно, что пострадавшие граждане смогут вернуть свои средства назад, – отмечает Антон Недзвецкий. – Вообще, проблема ухода от ответственности по выполнению своих обязательств различными организациями широко распространена не только в банковской и кредитной сфере, но и в целом на потребительском рынке. Поэтому для обеспечения безопасности потребителей необходимо, чтобы система обязательного страхования ответственности юридических лиц (по типу АСВ в банковской сфере) перед потребителями была введена на рынке повсеместно».