Posted 24 февраля 2014, 20:00
Published 24 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:31
Updated 8 марта, 04:31
Чтобы оценить, хорошо или плохо работает президент, вовсе не нужно следить за его выступлениями и визитами. Можно вообще не смотреть телевизор и месяцами не быть в курсе, что глава государства делает. Но при этом прекрасно осознавать, в какой мере он справляется со своими обязанностями.
Для этого достаточно ситуаций, когда лично вы сталкиваетесь с государством во всех его видах. Например, вы заболели, и врач сразу же бесплатно взялся вас лечить. Или не сразу и не бесплатно. Вас ограбили, и бандитов нашли. Или не нашли. Или вовсе не искали. Решили заняться бизнесом – минимум формальностей и максимум защиты вашей собственности. Или наоборот. Нарушили закон – вас накажут неотвратимо и ровно на столько, на сколько нарушили. Или же наказание будет зависеть не от тяжести преступления, а от статуса обвиняемого, как в рассказе Чехова «Хамелеон».
Ошибочно считать, что президент ни к чему этому непричастен. Потому что люди, с которыми вы имеете дело, назначены президентом либо теми, кого президент назначил. И действуют (либо бездействуют) эти люди по правилам, которые установил президент или его подчиненные. Именно президент создает среду, в которой поощряются одни качества и искореняются другие. В которой запускаются свои принципы отбора и выдвижения наверх или попадания в опалу. Не случайно говорят, что «какой поп, такой и приход».
Поэтому не бывает у хорошего царя плохих бояр. Вот у плохого царя – бывают. Искусство менеджмента состоит в том, чтобы превращать подчиненных в «хороших», которые делают то, что нужно начальнику. Выполнять работу чужими руками гораздо сложнее, чем своими. Разумеется, чтобы при этом сделано было так, как хочешь ты, а не как хочет владелец чужих рук. Человек всегда работает на себя, но грамотный управленец в состоянии сделать так, чтобы подчиненный одновременно и добивался своих целей, и трудился на общее дело.
В этом – суть работы президента, главного менеджера страны. А вовсе не в совещаниях и церемониях, не в зачитывании своих докладов и выслушивании чужих. Эта работа невероятно сложная и сопровождающаяся множеством разочарований, когда подчиненные изображают из себя не тех, кем являются, а их отчеты не отражают реального положения дел.
Президент должен разбираться и в людях, и в жизни. «Хотели – как лучше, а получилось – как всегда» – это признание собственной несостоятельности. Значит, менеджер не понимал, чем он управляет и как оно работает. Назначил не тех людей, дал не те полномочия, установил не те стимулы. Потому что, если делать все правильно, будет не как всегда, а лучше.
Автор – редактор отдела «Общество»