Олимпийскую чемпионку Ванкувера-2010 кореянку Юна Ким Сотникова обыграла в произвольной программе прежде всего оценкой за технику - 75,54 балла против 69,69. Что касается компонентов, то здесь было практически равенство - 74,41 у Аделины и 74,50 у ее соперницы. Это к вопросу о справедливости победы Сотниковой, которую некоторые западные СМИ уже попытались поставить под сомнение, потребовав детального разбора. В какой-то степени Ким, казалось бы, с абсолютно безошибочным прокатом, «пала» жертвой новых правил. Кореянка сохранила привычный набор прыжков, решив обойтись малой кровью, хотя наверняка знала, что у Сотниковой более сложная в этом смысле программа. К тому же в качестве их исполнения, в связках между элементами, в скорости и красоте вращений, да и по общему впечатлению Ким уступила. То есть оказалась чуть хуже в деталях, имеющих в новой системе судейства решающую роль. Не помогла даже «магия» второй оценки, которую в фигурном катании обычно выставляют за титулы и выслугу лет.
Пришло время новых героев. Аделина каталась в Сочи еще совсем маленькой девочкой – принимала участие в показательных выступлениях во время визита оценочной комиссии Международного олимпийского комитета в тогда еще потенциальную столицу зимних Игр. Ее путь к вершине оказался не таким стремительным, как у Юлии Липницкой. Через что пришлось пройти будущей чемпионке, прежде чем совершить круг почета на льду «Айсберга», знают только сама Сотникова и ее тренер Елена Буянова (Водорезова). Подобных историй в спорте можно услышать немало. Но разве всегда терпение и страдание вознаграждаются олимпийским «золотом»? У них двоих получилось.
Корреспондент «Новых Известий» была одной из первых, кто поздравил Аделину с победой.
- Так ты «серебро» выходила сегодня удерживать или бороться за «золото»?
- Бороться за «золото». Отрыв от первого места после короткой программы был очень маленький, и я понимала: если откатаюсь чисто, у меня будет шанс победить Юна Ким. Но уже во время проката я не думала о медали, просто постаралась сконцентрироваться на каждом элементе. И у меня все получилось. Удивительно, но мне сегодня удалось справиться с волнением. Когда вышла на лед, поняла, что очень люблю фигурное катание и могу откататься хорошо. Конечно, хотелось золотую медаль, но и «серебром» была бы довольна. Очень! Это же Олимпиада, а я так долго к ней шла…
- С тех пор, как в 12 лет впервые выиграла взрослый чемпионат России?
- Конечно. И все эти четыре года… Нет, пять лет меня и Лизу Туктамышеву называли олимпийскими надеждами Сочи.
- Год назад ты даже говорила, что если не удастся хотя бы попасть на эти Игры, это будет совсем уж несправедливо. Мол, вы с Лизой, будучи еще совсем детьми, начали пробивать сюда дорогу, подтянув за собой остальных девочек, завоевали на чемпионате мира олимпийские лицензии…
- Вот именно. Кто же здесь должен был быть?..
- Это давило или заводило?
- Ой, поначалу было очень приятно. Маленькая же была, прыгала и прыгала себе, ни о чем не задумываясь. Олимпиада была еще далеко. Но потом … В моей голове вдруг что-то поменялось, пошел такой прессинг… Я ведь не всегда хорошо выступала, вот и стала сомневаться в себе. Это, наверное, был самый трудный момент в моей карьере.
- А в этом сезоне какой момент был самым сложным?
- Да весь сезон получился сложный. Все время боролась с собой, были моменты, когда уже и не знала, что делать. Работала-работала, но все время что-то не складывалось. Но когда удалось перебороть себя на нескольких соревнованиях, я поняла, что глубоко в себе ошибаюсь, что я могу все! Сегодня я доказала это всему миру. И знаете что… Мои слезы, все переживания – они того стоят. То, что я сейчас чувствую, – вообще непередаваемо.
- А командные соревнования? Честно говоря, не я одна удивилась, не увидев тебя тогда на льду.
- Да, я и сама очень хотела выступать в командном турнире, потому что понимала, что у нас будет медаль. Надеялась, если честно, до последнего. А когда узнала, что меня не взяли… Обидно было не то слово. Переживала очень сильно, плакала. На душе было так противно…
- А тут еще все начали сходить с ума по Юлии Липницкой…
- Я ничего не читала, не слушала. Хорошо, что мы сразу после церемонии открытия улетели обратно в Москву, в привычную обстановку. Я концентрировалась только на том, что делаю сама. Так хотелось доказать всем, что со мной поступили несправедливо. Слово себе дала – в личном турнире все сделаю для того, чтобы завоевать медаль. И Елена Германовна сказала мне: у тебя же есть цель, вот и иди к ней! Может быть, это даже к лучшему, что я не выступала в команде. Может быть, как раз это мне и помогло.
- Все отмечают, насколько в этом сезоне твое катание стало более выразительным, женственным…
- Это все Ирина Анваровна Тагаева, ее заслуга. Мы уже много лет работаем вместе, она прекрасно меня знает, чувствует, видит, на что прежде всего нужно обратить внимание. Петр Чернышев в этом году очень помог. Он поставил мне две олимпийские программы, и без него я бы не выиграла сегодня. А Елена Германовна… Сколько же она пережила вместе со мной…
- За что ты больше всего любишь своего тренера?
- Она справедливая.
- Ты как-то сказала, что проблемы со здоровьем сестры, на лечение которой нужны немалые средства, для тебя один из стимулов показывать высокие результаты в спорте…
- Да, Маша во многом пример для меня. И я не скрываю, что очень хочу помочь младшей сестренке, которой нужно серьезное лечение. Маша очень сильный человек. Очень. Она и меня всегда во всем поддерживает. Эта медаль – и для нее тоже.
- Аделин, это не сон?
- Ох… Пока не получу медаль, не поверю, что я – олимпийская чемпионка.
Оксана Тонкачеева, Сочи
Табло зимних Игр-2014
Фигурное катание. Женщины
1. Аделина СОТНИКОВА (Россия)
2. Юна Ким (Южная Корея)
3. Каролина Костнер (Италия)
…5. Юлия Липницкая (Россия)