– Вы давно шли к этому «золоту» и наверняка представляли себе, как будет выглядеть ваша победа.
Александр: – Честно говоря, заранее ничего себе не представляли. Мы просто хотели достойно сделать свою работу. В итоге сделали ее великолепно и сумели доказать, что мы лучшие. У нашей страны не было олимпийских побед в бобслее долгих 26 лет, и потому этот успех для нас приятен вдвойне.
– Насколько вам помогла домашняя трасса? Чувствовали, что выступаете на своем поле?
Александр: – Преимущества домашней трассы мы использовали, судя по результату, на все 100 процентов. Но наши основные соперники совершили здесь по 60 заездов и более, не оставив нам права на ошибку. К счастью, машина сегодня вела себя великолепно. Механик отлично подготовил наш боб, что позволяло показывать нам высочайшую скорость. Ну а главный тренер нашей команды Пьер Людерс все правильно распланировал и грамотно подвел нас к старту. Вообще с приходом этого специалиста мы совершили определенный скачок. Провели большую работу, досконально изучили сочинский трек, сделав на нем около 300 заездов. И вот результат – на Олимпиаде мы не проиграли ни одной попытки и взяли «золото».
– Александр, вы несли флаг нашей страны на церемонии открытия, но российские знаменосцы не выигрывали «золото» на зимних Играх 20 лет. У вас не было желания отказаться от этой почетной миссии?
– А кто сказал, что роль знаменосца нефартовая? Это журналисты придумывают такие вещи. Я сразу согласился нести знамя и стал при этом олимпийским чемпионом.
– Впереди еще заезды в четверках. Какова теперь ваша мотивация?
Александр: – Сейчас нам нужно отдохнуть, набраться новых эмоций и вновь показать то, что мы умеем. Сегодняшняя медаль только добавила нам уверенности в том, что мы все делаем правильно.
– Энергетика болельщиков вам передалась?
Алексей: – Разумеется. Для меня ведь Сочи – вообще родной город. Поэтому выиграть здесь – это двойное удовольствие.
– Александр, в 2010 году вы объявили о завершении карьеры, но потому вернулись. В тот момент уже не верили, что сможете завоевать золотую олимпийскую медаль?
– Тогда у меня были небольшие трудности. Но они разрешились, и я рад, что стал в конце концов олимпийским чемпионом. Спасибо болельщикам, которые верили в нас до последнего.
– Самыми трудными были два последних заезда?
Александр: – Честно говоря, очень сложно выступать, когда четыре попытки разбиты на два дня. Ночь пришлось переспать с непростыми мыслями. Но все-таки мы успели отдохнуть, выспаться и набраться сил.
– Изначально у вас была уверенность в успехе?
Александр: – Мы верили в себя и в свою команду. Были готовы биться за медали и порадовались бы любой из них. А выдохнул я не после финиша, а еще когда вошел в последний вираж и понял, что побеждаю.
– Алексей, вы добивались больших успехов и в армрестлинге. На каком виде спорта теперь сосредоточитесь?
– Бобслеем я занимаюсь довольно давно, и весь этот долгий путь мы с Сашей Зубковым шли именно к золотой медали. Мы ее завоевали, а что будет дальше – пока не могу сказать. Но армрестлинг – это вид спорта, с которого я начал и которым можно заниматься хоть до пенсии. Возможно, я и вернусь в него, так как есть на этот счет достойные предложения. Но сейчас говорить об этом не могу, так как меня переполняют эмоции от победы в бобслее. К тому же впереди у нас выступления в четверках.
– Когда начинали заниматься бобслеем, могли себе представить, что станете олимпийским чемпионом, да еще и в родном Сочи?
Алексей: – Это был 2002 год, и тогда никто в России не мог представить ничего подобного. Наш бобслей находился в то время еще, скажем так, в зачаточном состоянии. Мы только начинали обращать внимание на технику, а Саша Зубков стал добиваться первых успехов на этапах Кубка мира. Потом я получил травму, а на ее лечение элементарно не было денег. Но в 2005 году операцию мне оплатила Федерация бобслея и скелетона России, после чего я вернулся и попал в состав сборной. Но представить тогда, что в Сочи будут Олимпийские игры? Причем на Красной поляне, куда вела только одна дорога? Нет, это было невозможно. А сейчас тут хайвэй, монорельсовая дорога – в общем, настоящая Европа. И я чувствую себя счастливым.
– Еще несколько месяцев назад далеко не все были уверены, что вы вообще поедете на эту Олимпиаду. Тем более что вы в свое время серьезно поссорились с Зубковым…
Алексей: – Не уверены были только те, кто плохо разбирается в бобслее. Лично я не сомневался в том, что отберусь на домашние Игры. Другой вопрос, что выступать в экипаже с Александром Зубковым – это одно, это большая честь, а ехать на Олимпиаду с другим экипажем в роли статиста – так я не хотел. Если бы мы не воссоединились в итоге с Сашей, то я бы, скорее всего, отдал свое место в сборной кому-нибудь другому. Я сторонник принципа «либо все, либо ничего». И придерживаться его должен, на мой взгляд, каждый настоящий спортсмен-профессионал.
– Это правда, что вас с Зубковым помирил тренер Пьер Людерс?
Алексей: – Он сделал так, чтобы мы помирились. Точнее, создал такую обстановку, при которой это вообще стало возможным. Но у любой проблемы есть свой срок давности. А у этой он давно истек. Сколько уже можно дуться нам друг на друга… Надо делать работу, которую мы, кстати, еще не закончили. Впереди – четверки. А прямо сейчас у меня допинг-контроль.
Владимир Фролов, Сочи
Табло зимних Игр-2014
Бобслей. Двойки. Мужчины
1. Россия-1 (Александр ЗУБКОВ, Алексей ВОЕВОДА)
2. Швейцария-1
3. США-1
4. Россия-2 (Александр Касьянов, Максим Белугин)