Posted 11 февраля 2014, 20:00
Published 11 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 02:10
Updated 8 марта, 02:10
Законопроект «О внесении изменений в статью 32 закона «О некоммерческих организациях», устанавливающий дополнительные основания для проведения внеплановых проверок НКО, разработан, как поясняют авторы документа, в целях регулирования деятельности НКО, выполняющих функции «иностранного агента». Согласно тексту законопроекта Минюст сможет проводить внеплановые проверки НКО по расширенному списку причин. В частности, в НКО, о которых имеются сведения о нарушении требований законодательства РФ, Минюст может нагрянуть с проверкой по истечении срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, которое до этого было вынесено НКО уполномоченным органом. Дополнительная проверка возможна и в случае поступления информации от госорганов, органов местного самоуправления о нарушении НКО законодательства в сфере ее деятельности или о наличии в ее деятельности признаков экстремизма. Кроме того, дополнительным основанием для проверки НКО является наличие приказа руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента РФ или правительства РФ либо на основании требования прокурора. Проверки могут проводиться и по представлению избирательной комиссии.
Авторы законопроекта считают, что документ поможет соблюсти конституционный принцип равенства всех перед законом. Однако председатель Межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков сказал «НИ», что внеплановые проверки могут проходить так часто и с такой интенсивностью, что способны полностью нарушить работу НКО на неопределенный срок. «Вне всякого сомнения, в течение последних шести лет постоянно расширяются основания для проведения проверок НКО. Это такая четкая тенденция государственных органов в отношении НКО. До 2008 года основания для проверки были очень широкие, плановые проверки могли проводиться ежегодно. В 2008 году НКО приравняли к остальным юридическим лицам, то есть к коммерческим, и право на проведение внеплановых проверок у госорганов ограничилось тремя годами. Но, очевидно, властные органы это не устраивает, и они хотели бы чаще проводить проверки и иметь более широкие возможности для вторжения в деятельность общественных объединений. Поэтому постоянно и придумывают дополнительные основания для внеплановых проверок. И сейчас перечень оснований для таких проверок настолько избыточный, что нивелирует трехлетнюю периодичность плановых проверок», – подчеркивает г-н Чиков.
Заместитель исполнительного директора ассоциации «Голос» Григорий Мельконьянц считает, что новая законодательная инициатива находится в логической цепочке тех событий, которые происходят в отношении НКО. «Что касается тех последствий, к которым может привести эта инициатива, то она, по сути, нивелирует те изменения, которые были внесены при президенте Медведеве, когда как раз наоборот ограничивали список оснований для внеплановых проверок. Мы понимаем, что НКО работают в не очень простых условиях и занимаются вопросами, которые порой остры для власти, и, конечно же, некоммерческие организации должны быть защищены от произвольных проверок, которые связаны с их профессиональной деятельностью. Однако государство расширяет свое давление на НКО, устанавливая такие возможности для региональных органов или для лиц разных групп граждан, которым не нравятся эти организации и которые будут активно использовать все эти инструменты против НКО», – считает г-н Мельконьянц.