Posted 9 февраля 2014, 20:00
Published 9 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 02:10
Updated 8 марта, 02:10
Династий в артистической среде немало, но даже в этом ярком творческом мире уже четыре поколения Немоляевых-Лазаревых – отдельная глава. В том числе в летописи киноконцерна «Мосфильм», с которым была связана трудовая биография родителей актрисы Светланы Немоляевой – режиссера и сценариста Владимира Немоляева и его жены, звукооператора Валентины Ладыгиной. Здесь снимались в любимых фильмах (или, как говорят сегодня, зрительских хитах) Александр Лазарев и Светлана Немоляева, их сын Александр Лазарев-младший. Его дочь Полина уже три сезона работает в Театре имени Маяковского, с которым всегда будут связаны имена дедушки и бабушки.
23-летняя Полина (сейчас она репетирует в театре роль Ларисы Огудаловой) замечательно поет, и романс в ее исполнении очень украсил теплый семейный вечер в «Эльдаре».
На сцене присутствовали Светлана Немоляева и ее брат, известный оператор Николай Немоляев. Они родились на Плющихе, а кинематограф в семье стал просто жизнью, другого пути дети киношников зачастую и не знают. И тут все сложилось органично, естественно и к радости зрителей. Блестящая актриса Светлана Владимировна, в богатой фильмографии которой трудно выделить какую-то одну особенную роль, в нежном детском возрасте впервые появилась на экране – в комедии Константина Юдина «Близнецы». Позже ее можно было увидеть в фильме-концерте Григория Александрова «Человек человеку». В 1970-е появились «Служебный роман», «Гараж» (ну кто не помнит жену Гуськова!), «О бедном гусаре замолвите слово» – те самые хиты Эльдара Рязанова.
Вспоминали на вечере, конечно же, Александра Сергеевича Лазарева, смотрели фрагменты из фильмов и спектаклей с его участием. Вспоминали красивого человека, яркого актера, с удивительной фактурой, ставшего примером верного служения одному театру, одной женщине. «Саша был так одарен… Он не знал фиаско. Когда его приглашали сниматься, то утверждали без проб», – рассказывала Светлана Владимировна. Легендарный Охлопков, тогдашний главный режиссер Театра имени Маяковского, не пустил актера на съемки, когда тот, юный и простодушный, заявил, что его пригласили в картину «Ловцы губок». В театре карьера только начиналась… Тот же Охлопков позже говорил: «Саша, у тебя один поворот глаз – уже мизансцена». Но уже через год, в 1961-м, случился «Вольный ветер» Трауберга (по одноименной оперетте Дунаевского), и лицо Александра Лазарева запомнилось зрителям с этой его первой работы на «Мосфильме». В этой же картине в эпизодической роли монахини снялась Светлана Немоляева.
Актерскую пару редко снимали вместе. На вечере показали фрагмент из черно-белого телефильма «Такая короткая долгая жизнь», где сыграли Лазарев и Немоляева.
А зрителям вспомнились и другие совместные работы в кадре. Незабвенная пара из картины Петра Тодоровского «По главной улице с оркестром» – завкафедрой Романовский и его супруга. Эпизодическая сцена, а сколько в ней юмора, даже сатиры! Этакие цинично-равнодушные, озабоченные здоровым образом жизни люди, замкнутые на себе. Никаких детей («Упаси боже!»), никаких тревог и переживаний… Образчик конформизма, а ведь это фильм 1986 года. Кстати, в СССР его посмотрели 9,7 млн. зрителей. Вот такие тогда бывали бокс-офисы.
Были еще сериалы. Например, в «Голубке» Лазарев с Немоляевой сыграли супружескую пару. Был украинский сериал «Когда ее совсем не ждешь». Ну и вся троица отец-мать-сын сыграла семью в фильме Александра Абдулова «Бременские музыканты».
Анастасию Немоляеву, дочь Николая Немоляева и племянницу Светланы Владимировны, зрители запомнили по фильму Карена Шахназарова «Курьер». Настя сыграла свою ровесницу, и в ее героиню тогда были влюблены все старшеклассники горбачевской эпохи. На вечере показали фрагменты и «Курьера», и фильмов «Старый Новый год» (там она снялась еще в 11-летнем возрасте) и «Интердевочка» (тоже незабвенная Лялька). Настя Немоляева сегодня успешный дизайнер мебели и интерьера.
Широко известна история, как благодаря Насте в фильм пришел Федя Дунаевский. Анастасия интересно рассказывала о киношном детстве, где нелюбимым видом досуга был лагерь «Экран», а самыми познавательными, конечно же, киноэкспедиции совместно с отцом-оператором. Пять лет в Театре на Малой Бронной у Сергея Женовача.. Но сегодня кино и театр для нее явно хобби. Хотя с будущим мужем Настя встретилась на съемках совместного российско-японского фильма, где тот работал переводчиком.
«Старики-разбойники», «Тихие омуты», «Ключ от спальни» – эти фильмы Рязанова снимал оператор Николай Немоляев. А еще под камерой Николая Владимировича оживали и «Обыкновенное чудо», и «Покровские ворота», и «Не стреляйте в белых лебедей», и «Курьер», и «Город Зеро», и многие другие замечательные фильмы прошлых лет.
Эльдар Рязанов верно заметил, что помимо того, что кино – искусство коллективное, талантливая семья также очень важна для кинопроцесса. Показательный пример – Немоляевы-Лазаревы. О себе же Эльдар Александрович рассказал, что свою жизнь он с «Мосфильмом» связал с 1954 года и 22 из 28 его фильмов были сняты на легендарной студии: «Так что «Мосфильм» для меня и папа, и мама, и братья, и сестры, тети-дяди, бабушки-дедушки»...