Posted 9 февраля 2014, 20:00
Published 9 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 02:10
Updated 8 марта, 02:10
Раскол в РПР-ПАРНАСе, о скором наступлении которого говорили еще с конца прошлого года, случился. В субботу на заседании федерального политсовета заявление о выходе из партии написал один из трех ее сопредседателей – Владимир Рыжков. Поводом для такого шага стало вынесение на обсуждение Борисом Немцовым и Михаилом Касьяновым резолюции о смещении Рыжкова с должности ответственного секретаря. По их мнению, все сопредседатели должны быть в равных условиях, и никто не должен быть «обладателем ядерной кнопки по уничтожению партии» (по уставу ответственный секретарь «без доверенности представляет партию во взаимоотношениях с государственными и негосударственными органами», другими партиями, избиркомами).
«Сама эта должность политически бессмысленная и в спокойной ситуации значения не имеющая. Но она становится взрывной, когда речь идет о конфликте и угрозе развала. Я и Касьянов предупреждали Рыжкова, что считаем неправильным, что у одного из сопредседателей должна быть эта «ядерная кнопка», – сообщил «НИ» г-н Немцов.
Рыжков, в свою очередь, говорит, что вопросы, вынесенные на заседание, с ним заранее согласованы не были. А это, по его словам, нарушает договоренности между сопредседателями, в соответствии с которыми все решения должны приниматься только в случае одобрения всеми тремя соруководителями.
Вслед за Рыжковым из партии вышли 15 членов политсовета, в том числе экс-зампред ЦБ Сергей Алексашенко, председатель Комитета солдатских матерей Валентина Мельникова и помощник Рыжкова Владимир Копцев. Именно последний в декабре прошлого года зарегистрировал в Минюсте оргкомитет по созданию новой партии «Республиканцы России», после чего эксперты заговорили о скором уходе Рыжкова из РПР-ПАРНАСа и воссоздании им РПР по ее старому образцу.
В целом же слухи о кризисе в РПР-ПАРНАСе ходили давно. Основные разногласия внутри партии касались взаимоотношений с Кремлем. Если Рыжков считал возможным идти на компромиссы с властью, то более радикальное крыло РПР-ПАРНАСа возможность диалога отрицало. В результате в ноябре 2013 года член бюро политсовета Илья Яшин в резкой форме раскритиковал тогдашнего сопредседателя за визит к президенту Путину. А месяц спустя девять партийцев из республиканского крыла РПР-ПАРНАСа распространили открытое письмо с критикой партийной линии.
Бывшие коллеги по РПР-ПАРНАСу считают уход Рыжкова эмоциональным и поспешным и ждут его возвращения. «Наши двери открыты, и если он хочет, он может вернуться», – сказал г-н Немцов, добавив, что сейчас «куча посредников» пытается этого добиться. Наш собеседник заверил, что между сопредседателями никаких «судьбоносных идеологических разночтений нет» и что политсовет «практически без изменений» принял стратегию, которая ранее была одобрена всеми тремя лидерами партии. В случае же, если вернуть Рыжкова не удастся, партии придется тяжело, признал г-н Немцов, однако она будет двигаться дальше.
Уход Рыжкова и его сторонников может привести к закрытию региональных отделений РПР-ПАРНАСа и тем самым поставить под угрозу само существование партии, предупреждает эксперт «Комитета гражданских инициатив» Аркадий Любарев. «Партию можно ликвидировать, если у нее будет меньше 42 региональных отделений. Вот это действительно самая серьезная угроза. Но если этого не произойдет, то, думаю, ничего страшного не будет», – сказал он «НИ». По словам Любарева, даже если Рыжков создаст новую партию, то это будет еще одна оппозиционная партия, которую будет поддерживать какое-то число избирателей. «К сожалению, партий и так слишком много, и им с трудом удается договариваться», – отметил политолог. Однако именно возможность кооперации будет определять успех оппозиции на грядущих выборах, напомнил он. «У каждой из оппозиционных партий поддержка 2–3%, поэтому если они все по отдельности выходят, то все проигрывают. А если удается договориться, то успех возможен. Раскол работает на дискредитацию оппозиции. Но если взамен появятся успешные межпартийные договоренности, например, на выборах в Мосгордуму или мэра Новосибирска, то это перевесит», – уверен эксперт.