Вчера к началу торгов на Межбанковском валютном рынке Украины курс национальной валюты установился на уровне 9 гривен за доллар. К концу дня Нацбанку страны удалось несколько стабилизировать ситуацию. Благодаря валютным интервенциям курс снизился до 8,6 гривны. Однако все равно происшедшее – очень тревожный сигнал для экономики страны и населения, и так уже скупающего твердую валюту.
Падение гривны идет на фоне продолжающихся бесплодных политических споров в стенах Верховной Рады. Оппозиция настаивает на том, чтобы Основной закон страны был возвращен к редакции 2004 года, далеко не идеальной, чреватой конфликтами между исполнительной и законодательной ветвями власти, но зато сокращающей полномочия президента. А правящая Партия регионов утверждает, что с Конституцией все в порядке и менять ее нет необходимости. Между тем надежды на выход из экономического тупика оппозиция, в частности лидер фракции УДАР Виталий Кличко, связывают именно с изменением Основного закона. Оно позволит надеяться на новые кредиты от ЕС, а возможно, и от МВФ. Правда, тогда придется отказаться от российского кредита в размере 15 млрд. долларов, первый транш которого пришел еще в декабре.
То, что в случае изменения Конституции Украина деньги действительно получит, подтвердила представитель Евросоюза по вопросам внешней политики Кэтрин Эштон, прибывшая вчера с визитом в Киев. По ее словам, речь идет как о прямых финансовых вливаниях, так и о целом ряде других мер (например, предоставлении гарантий дальнейших инвестиций и обеспечение стабильности курса гривны). Вот только размеры возможной помощи Брюссель и Вашингтон не раскрывают. Баронесса Эштон лишь сказала, что речь идет о «немалых деньгах». Украинская оппозиция же утверждает: для стабилизации ситуации в стране необходимо минимум 15 млрд. долларов. «Сейчас единственный источник средств для Украины – Россия, – сказал в разговоре с «НИ» заместитель заведующего кафедры мировой политики НИУ-ВШЭ Андрей Суздальцев. – А Путин дает деньги только Януковичу. Европейцы же хотят от Москвы гарантий, что при смене власти кредит не будет отозван (то есть что Россия не прекратит покупку украинских гособлигаций, за счет которой у украинского правительства и появляются деньги. – «НИ»). Путин таких гарантий, естественно, не дает, памятуя о проблемах во взаимоотношениях двух стран, которые были при прежнем руководстве страны, кстати, действовавшем в рамках Конституции 2004 года».
Москва так же, как и Запад, ждет, чем закончится властная неопределенность в Киеве. Резкое падение валюты началось из-за того, что Украина пока не получила второй транш на сумму 2 млрд. долларов из обещанных Россией 15 млрд. А первый транш, который Москва выделила Киеву, уже потрачен. Таким образом, времени на раскачку у украинского парламента нет. К тому же в скором времени Украина должна суммарно вернуть МВФ около 1 млрд. долларов. Не случайно международное рейтинговое агентство S&P сообщило о понижении долгосрочного кредитного рейтинга страны в иностранной валюте с В- до ССС и краткосрочного рейтинга – с В до С. Прогноз по обоим рейтингам негативный.
В случае если Украина останется без денег и объявит дефолт, России тоже придется несладко. Коллапс украинской экономики Москва, конечно, почувствует. Ведь только за 2012 год экспорт из Украины в Россию составил 23 млрд. долларов, а импорт из России на Украину – 28,4 млрд. долларов. «Это одна из причин, почему Москва пытается уберечь Киев от дефолта. Но, к сожалению, нам больше нечего предложить Украине, кроме того, что мы ей уже предложили», – утверждает г-н Суздальцев.