Авторы доклада, посвященного свободе Рунета, констатируют, что положение в данной области в прошедшем году значительно ухудшилось. «Четко обозначился общий тренд, – говорится в документе. – Усиление цензуры, предоставление спецслужбам все новых полномочий для контроля информационного пространства, расширение оснований для привлечения к ответственности пользователей и владельцев сайтов».
По данным «Агоры», число случаев ограничения свободы Интернета в России за последние несколько лет растет практически в геометрической прогрессии: если в 2011 году таких случаев было 500, в 2012-м – 1197, то в 2013 году – 1832. При этом при составлении этой статистики авторы не учитывали блокировку ресурсов, внесенных в Единый реестр запрещенных сайтов. Из сообщений Роскомнадзора известно лишь, что к началу 2014 года он содержал более 3300 записей.
Кроме того, в прошлом году резко увеличилось количество нападений на журналистов сетевых изданий и интернет-активистов. Если в 2012 году пострадали три человека, то в прошедшем правозащитники зафиксировали 24 факта насильственных действий. В 23 случаях пострадали журналисты, один блогер убит. В шести случаях нападавшими оказались сотрудники полиции.
Также более чем вдвое, а именно со 103 до 226, выросло число фактов привлечения к уголовной ответственности за интернет-активность и публикации в социальных сетях. Большинство составляют дела по экстремистским статьям Уголовного кодекса РФ, однако активнее стали применяться статьи об оскорблении представителей власти и клевете.
Утвержденная недавно законодательная практика внесудебной блокировки сайтов получила в 2013 году широкое распространение, добавляют авторы доклада. Помимо ресурсов, содержащих детское порно, информацию о способах самоубийства и употребления наркотиков, с августа 2013 года без решения суда стало возможным блокирование ресурсов с пиратским контентом – до ноября 2013 года таких в реестр Роскомнадзора было включено 47.
«В перспективе охранительный тренд сохранится, – заявил «НИ» юрист «Агоры» Дамир Гайнутдинов. – Ставка на усиление контроля за контентом, а не на преследование отдельных пользователей сохранится, что не исключает и отдельных громких дел». По словам г-на Гайнутдинова, это может привести к ускорению миграции создателей и владельцев сетевых ресурсов в зарубежные юрисдикции, то есть доменные зоны .com, .net, .org, .tv. «Помимо этого, на усиление контроля за контентом и самими пользователями владельцы ресурсов ответят повышением уровня навыков по преодолению этих барьеров. Например, еще более широким распространением анонимайзеров, защищенных соединений и программ шифрования», – добавил г-н Гайнутдинов. Корень проблемы кроется, считает юрист, в том, что власть воспринимает Интернет как несомненную угрозу, но «не понимает, как с ней бороться». «В итоге ее контрдействия носят бессистемный характер», – говорит он.
Депутат Илья Пономарев в свою очередь считает, что проблема восприятия Интернета как чего-то враждебного – поколенческая. «Далеко не все парламентарии пользуются Интернетом и понимают сложность его устройства, – сказал г-н Пономарев «НИ». – Поэтому полагают, что всевозможные запреты могут стать эффективным способом его регулирования. Отсюда и перекосы в инициативах».
Отметим, что в наступившем году в силу вступил еще один ограничительный закон. С 1 февраля действуют правила досудебной блокировки сайтов, где содержатся призывы к массовым беспорядкам и прочий «экстремистский» контент. Причем решает, назвать ли материал экстремистским, не судебная инстанция, а Генеральная прокуратура. В первый же день работы закона уже было заблокировано четыре ресурса.