Руководство Shell объявило о повышении цен на свою продукцию на 12%. На данный момент цены на бензин в Буэнос-Айресе колеблются в диапазоне от 10,46 песо ($ 1,30) до 11,86 песо ($ 1,47) за литр. Дизельное топливо можно купить от 9,32 песо ($ 1,16) за литр. Как сообщает газета El Universal, в ответ на заявление Shell о повышении цен, премьер-министр Аргентины Хорхе Капитанич обрушился на компанию, обвинив ее во всех смертных грехах. «Эта компания неслучайно принимает меры, противоречащие интересам страны. Поведение Shell и ее руководителей всегда представляло собой заговор против интересов страны и аргентинских потребителей», – заявил премьер. Он также добавил, что руководство компании действует исключительно в интересах краткосрочной прибыли. Ведь реального основания для такого резкого повышения цен, по мнению премьера, не было.
Руководство Shell уже выступило с ответным заявлением, в котором пояснило мотивы своих действий. Компании пришлось поднять цены из-за сильного роста стоимости нефти в стране, вызванного колебаниями курса аргентинского песо. Национальная валюта Аргентины с начала января упала 18,5%, и это стало рекордным падением за почти 12 лет. Последний раз песо так сильно дешевел в 2002 году. Усугубляет ситуацию и то, что обвал был очень резким (в значительной степени – за два дня). Аналитики утверждают, что это вызвано опасениями инвесторов по поводу аргентинской экономики и нехваткой иностранной валюты в стране. Президент аргентинского филиала Shell Хуан Хосе Арангурен в речи на радио Mitre заявил, что правительство прибегает к «нарушениям в попытке отстоять свои экономические интересы». Он также отметил, что Shell повысила цены на топливо всего на 12%, тогда как поставщики повысили стоимость сырья на 23%.
По мнению главы Института энергетической политики Владимира Милова, причина конфликта – увлечение властей Аргентины идеологией в ущерб экономике. «Я не исключаю того, что заявление Капитанича – это популистский ход в традициях Уго Чавеса. Возможно, этот наезд на частный бизнес вызван стремлением прикрыть объективные экономические трудности, с которыми власти не в состоянии справиться», – сказал он «НИ». В пользу подобного предположения говорит и то, что это не первый случай, когда руководство Аргентины конфликтует с энергетическими компаниями. Самый известный из них произошел в 2012 году, когда государство национализировало без уплаты компенсаций 51% акций YPF – «дочки» испанской корпорации Repsol. Она занималась разработкой нефти в Патагонии на юге Аргентины. Причиной своего шага в Буэнос-Айресе назвали якобы неконструктивную позицию Repsol: мол, испанцы не делали инвестиции в экономику страны, где они работали. В конечном итоге сторонам удалось договориться о сумме возмещения, но она до сих пор не разглашается.
Между тем в Аргентине действительно существует ряд экономических проблем, которые власти никак не могут разрешить. Например, страна хронически страдает от нехватки иностранной валюты, из-за чего курс песо подвержен сильным колебаниям. К этому добавляется один из самых высоких в мире темпов инфляции, а также невозможность задействовать иностранные кредитные рынки из-за дефолта во время кризиса 2001–2002 годов. Никто не хочет давать правительству Аргентины взаймы. Высока вероятность, что страна снова не сможет выплатить долг и объявит новый дефолт.