Posted 2 февраля 2014, 20:00
Published 2 февраля 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:43
Updated 8 марта, 04:43
– Эмма Валериановна, составленная вами кинопрограмма весьма многогранна: здесь и знаменитые сказки, и кинофильмы для взрослых. Специально посмотрел – от каждого десятилетия вы взяли по паре картин…
– Я это слушаю с большим интересом, поскольку перед нами не стояла задача «взять по паре картин от каждого десятилетия». Составляя ретроспективу, мы старались включить фильмы, максимально отражающие эпоху. Например, «Веселые ребята» – это знак довоенных музыкальных комедий, знак фильмов Григория Александрова. Говоришь «Веселые ребята» – и в памяти возникает целая эпоха. Или, например, «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Идиот», «Июльский дождь», «Зеркало», «Не горюй!», «Восхождение»… Достаточно произнести название фильма – и сразу вспоминаешь его стилистику и время, которое в нем отражено. Скажем, «Летят журавли» – это картина 1957 года, в которой абсолютно достоверно показана атмосфера Великой Отечественной войны – всё там есть: и подвиги, и предательство, и любовь, и тяготы фронтового времени… А какой эффект произвело в 1970-е годы легендарное «Восхождение» Ларисы Шепитько… Точнее и страшнее фильма про оккупацию не существует. Здесь и предатели, и пособники, и непобедимые Сотниковы. Или вспомнить фильм Ролана Быкова «Чучело», снятый на «Мосфильме» в 1983 году. Это был абсолютно неожиданный взгляд на взаимоотношения поколений, на школьные ситуации, на психологию подростков. Просто гром среди ясного неба! Иными словами, формального подхода при подборе картин не было. Мы старались включить в ретроспективу фильмы, которые, с одной стороны, замечательны, а с другой – редко можно увидеть по телевидению. Я, например, уверена, что большинство зрителей не смогут сказать, о чем Евгений Карелов снял свой блестящий фильм «Служили два товарища». В лучшем случае вспомнят только песню. А ведь если бы нам пришлось назвать фильм о сложностях и конфликтах, о высоте и низости Гражданской войны, я бы лично сказала: посмотрите «Служили два товарища». Совершенно несправедливо забыт и «Июльский дождь» Марлена Хуциева. Почему его так редко показывают – не понимаю.
– И все равно не дает покоя мысль: «Мосфильму» 90 лет, при этом в ретроспективу вошло всего лишь десять картин…
– Выбор действительно был очень трудный, поскольку за минувшие годы на «Мосфильме» сняли сотни блестящих картин, но, как известно, нельзя объять необъятное. Но зато, я уверена, что ни у кого не возникнет вопроса, почему в афишу вошли именно эти фильмы.
– Параллельно с ретроспективой в киноклубе будут проходить и творческие встречи со зрителями. А как формировалась эта программа?
– Мы понимали, что сколько бы легендарных фильмов мы ни включили в афишу, история «Мосфильма» все равно покажется неполной. Хотелось обратить внимание на какие-то штучные вещи, осуществить своего рода путешествие по волнам истории и памяти. Например, 5 февраля у нас будет вечер «Служили два товарища», посвященный замечательным сценаристам Валерию Фриду и Юлию Дунскому. А сегодня состоится вечер «Такие разные, разные комедии», в котором речь пойдет о творчестве трех столь непохожих режиссеров, как Гайдай, Рязанов и Данелия. Это удивительная страница из истории «Мосфильма»: все они одновременно работали на киностудии, но снимали совершенно разные по стилю картины. Недавно мы говорили об этом с директором «Мосфильма» Кареном Шахназаровым: он убежден, что такого триумвирата никогда уже и не будет.
– Еще у вас запланирована встреча с семьей Светланы Немоляевой – 4 февраля будет вечер под названием «Династия».
– Мы хотим, чтобы вне зависимости от юбилея «Мосфильма» такие встречи стали для нас традицией, поскольку династий в артистической среде великое множество: здесь и Ефремовы, и Яковлевы, и Мироновы, и Боярские, и Симоновы… Представьте три поколения блестящих артистов – от Александра Лазарева-старшего до его внучки Полины, кроме того, у Светланы отец был кинорежиссером, брат Николай – замечательный кинооператор, а племянница Анастасия начинала как актриса, теперь работает дизайнером. Подумать только, несколько поколений Немоляевых и Лазаревых оказались блестящими творческими людьми. Отдельный вечер («Система притяжения») будет посвящен Ларисе Шепитько и Элему Климову. И эта семья – тоже редкий пример: Элем и Лариса никогда не снимали вместе кино, но были абсолютно одним целым. Это был уникальный семейный и творческий дуэт, что, мне кажется, сродни таланту. И, конечно, в череде блестящих имен ХХ века нельзя было забыть о Михаиле Ильиче Ромме, который являлся не только выдающимся режиссером, но и педагогом, наставником многих и многих кинематографистов. У него учились Абуладзе и Чухрай, Шукшин и Митта, Тарковский и Абдрашитов… На вечере-посвящении Михаилу Ильичу мы покажем его легендарную «Пышку». Но поскольку она принадлежит к разряду немого кино, то демонстрация пройдет под музыкальное сопровождение органа, что для киноклуба, конечно, уникально. Состоится также и презентация книги Михаила Ромма, куда вошли новые материалы из дневников его жены – актрисы Елены Кузьминой.
– Нельзя не сказать и о том, что программа, посвященная юбилею «Мосфильма», в вашем киноклубе завершится 8 февраля большим праздничным вечером. Что ожидает зрителей?
– Над программой мы долго ломали голову. Хотели, чтобы она стала сюрпризом для «Мосфильма» и для зрителей. В самом деле, прошло 90 лет, а хронометраж вечера всего 2,5 часа. Сначала мы хотели показать нарезку из легендарных фильмов, дать слово режиссерам и артистам. Но все равно, как ни сокращай, мероприятие растянулось бы на несколько дней. Тогда замечательный киновед Вячеслав Шмыров предложил другой подход – надо представить картины, ставшие лауреатами самых престижных кинофестивалей, начиная от Канн и «Оскара» и заканчивая Венецией и Берлином. Таким образом, круг фильмов изрядно сократился (вошли самые-самые значимые), и на сцену мы пригласим тех, кто участвовал в создании этих лент, – Ирину Скобцеву, Владимира Наумова, Олега Басилашвили. Будет звучать и киномузыка. А еще мы планируем показать кадры из легендарного «Броненосца «Потемкина», ведь без него историю «Мосфильма» представить невозможно.