Posted 26 января 2014, 20:00
Published 26 января 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:47
Updated 8 марта, 04:47
Г-жа Лагард охарактеризовала дефляцию как «новый риск» в экономическом развитии Европы и призвала деловое сообщество не игнорировать его. Для иллюстрации своей мысли глава МВФ позаимствовала образ из книги о Гарри Поттере. Как выразилась Лагард, дефляция «это огр, с которым нужно решительно бороться».
И действительно, падение цен может быть благом для обычного потребителя разве что теоретически. Для того чтобы он что-то выиграл от дефляции, нужно, чтобы она имела место на фоне роста производства и доходов. Но чаще всего падение цен ведет за собой как раз падение производства и рост безработицы. Один из самых известных исторических примеров неблагоприятного влияния дефляции на экономику – это так называемое «потерянное десятилетие» с 1991 по 2000 год в Японии. Тогда коллапс финансового рынка спровоцировал падение потребительских цен, чем усугубил положение дел в Стране восходящего солнца. Сейчас, впрочем, ситуация в стране ненамного лучше. Во всяком случае и в наши дни японцы воспринимают нулевую ставку процента по своим депозитам как нечто нормальное. Ведь сберегать деньги в условиях падения цен в любом случае выгодно. Собственно, это – одна из причин, по которой дефляцию, равно как и слишком маленькую инфляцию, многие экономисты считают злом. В условиях падения цен потребители сокращают свои траты, надеясь, что товары и услуги будут все более дешеветь.
«Дефляция обычно сопровождает периоды экономического спада. Сейчас по итогам года в еврозоне наблюдается нулевой рост, но есть тенденция к изменению ситуации к лучшему», – сказал в разговоре с «НИ» ведущий эксперт Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков. Он же отметил, что мнения экономистов насчет природы дефляции расходятся. Одни вслед за г-жой Лагард считают, что это опасная проблема, препятствующая экономическому росту, а другие, напротив, думают, что дефляция – это корректировка завышенных цен в некоторых секторах экономики, а значит, предвестник лучших времен. Нынешняя экономическая ситуация в Европе может дать почву для размышлений как пессимистам, так и оптимистам.
Падение цен может быть сигналом выздоровления экономики в случае ее реструктуризации. И такие сигналы по отдельным странам есть. Например, в Испании снижение цен повышает совершенно явно конкурентоспособность испанских товаров, а следовательно, и экспорт. Но положение еврозоны в целом остается хрупким, отмечает на страницах Financial Times аналитик банка Merrill Lynch Global Research Джон Рейт. «В еврозоне большая неопределенность, это показывают многочисленные стресс-тесты качества активов и обзоры банков. Проблемы носят структурный характер, и ситуация в японском стиле не может быть исключена», – считает г-н Рейт. Европейский центральный банк активно использовал печатный станок во время кризиса в еврозоне, чтобы поддержать производителей. Логично было бы предположить, что в условиях изобилия денег цены будут расти. Однако инфляция так и не разогналась. За 2013 год потребительские цены в еврозоне выросли только на 1%, тогда как за 2012 год рост составил 2,5%. Практически не растут цены и в США, где инфляция в годовом выражении составила 1,2%. Банк Англии объявил, что инфляция в стране составляет всего 2% в годовом исчислении, что является официальной целью проводимой банком политики.
«Я бы не преувеличивал проблему дефляции. Все-таки в большинстве стран цены пока не падают. В крупных странах, таких, как Франция и Англия, они растут. Падение есть в Греции, потому что там невыгодно заниматься ничем, кроме работы на государство», – сказал г-н Жаворонков. Впрочем, России проблемы еврозоны не понять. У нас, несмотря на все усилия ЦБ по снижению роста цен, официальный уровень инфляции составляет 6,5%. По меркам развитых стран это слишком большое значение. «И это только официальная статистика. Реальная инфляция никак не меньше 11%, это ставка по депозитам в банках. Банкиры же не дураки, не будут работать себе в убыток», – считает г-н Жаворонков.