Posted 22 января 2014,, 20:00

Published 22 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:48

Updated 8 марта, 04:48

Диссертационная паутина

Диссертационная паутина

22 января 2014, 20:00
Александр Колесниченко
Диссертационная паутина

Для борьбы с фальшивыми диссертациями усложнили процедуру защиты. С этого года диссертационных советов станет на треть меньше, а публикаций в ВАКовских журналах понадобится для кандидатской три вместо одной, для докторской – 15 вместо семи (для технарей – две и десять).

Сомнительно, что это не позволит защититься чиновникам или бизнесменам, за которых диссертации написали другие. Ну, оплатят больше статей в научных журналах. Добавят за то, чтобы диссертация была авторская, а не «сплагиаченная». Сильному мира сего все устроят – и публикации, и защиту. И никакой «Диссернет» не докопается: эти ребята умеют искать только заимствования из чужих диссертаций и чужих книг.

Зато от нововведений пострадают честные соискатели, для которых бюрократическая тягомотина еще более усложнится. Я, будучи аспирантом, ждал публикации одной своей статьи в «Вестнике МГУ» почти год. А представим, что таких статей нужно три. И другим аспирантам – тоже по три. Боюсь, что я бы до сих пор не защитился. Все еще стоял бы в очереди на публикации.

Потом будет очередь на защиту. У меня она заняла около полугода, и это в своем родном диссовете на журфаке МГУ. А сколько пришлось бы ждать, если бы туда хлынули аспиранты из вузов, где диссоветы закрыли? А что было бы, если бы закрыли мой диссовет и мне пришлось бы мыкаться по другим с толпой таких же бедолаг?

Защита диссертации – это не только проведение исследования и представление его результатов. Это еще и оформление множества бумажек, сбор кучи справок и рассылка десятков писем. Я не раз хотел все это бросить и дотянул только потому, что если бы бросил, то снова не взялся бы уже никогда. Некоторые коллеги бросили. Уже с собранным материалом, который оставалось только скомпоновать.

Предзащитная тягомотина и раньше отпугивала талантливых практиков, которые реально могли бы обогатить науку. Теперь с усложнением процедур многие из них даже не станут во все это влезать.

Диссертации же и дальше будут защищать в основном люди с карьерой школа-вуз-аспирантура. У претендующих на степень доктора наук добавится четвертое – кафедра. Как правило, эти соискатели весьма далеки от происходящего в своей отрасли и от понимания ее реальных проблем. Вот и решают в диссертациях задачи, практическая польза от которых более чем сомнительна. Проходит же все это потому, что принимают защиту в большинстве своем такие же «исследователи», только постарше.

Например, по той же журналистике подавляющее большинство диссертаций – это описание чьей-то журналистской деятельности. Как правило, из прошлого или позапрошлого века. Иногда – из-за границы. И это в ситуации, когда стоит вопрос о сохранении профессии «журналист» в ближайшие годы! Когда Интернет сделал информацию бесплатной, государство стало главным медиаолигархом, а рекламный рынок не растет из-за стагнации в экономике. Еще чуть-чуть, и останутся одни пропагандисты, пиарщики и шоумены.

«Защищать диссертации должно быть трудно», – заявил в интервью нашей газете в конце прошлого года председатель ВАК Владимир Филиппов. Да, я согласен, что вынесенное на защиту исследование должно быть максимально качественным. Что диссертация должна содержать годы погружения в науку, а не месяцы литературной обработки копи-паста.

Но все сопутствующие защите процедуры нужно, наоборот, максимально упростить. Вплоть до того, чтобы иметь возможность делать все через Интернет в свободное от основной работы время. Выкладывать текст, собирать отзывы, проводить дискуссии. Те же обязательные публикации можно делать не в бумажных журналах, а на сайте, пусть тоже рецензируемом ВАК. В любое время и в любом количестве. А дальше научная общественность пусть решает, засчитывать эту публикацию или нет.

Диссертационные скандалы сфокусировались на липовых диссертациях. Но главная проблема российской науки – диссертации дубовые. То есть соответствующие всем формальным критериям, но при этом бесполезные и для науки, и для практики. Наукообразное переливание из пустого в порожнее. Я знаю минимум двоих кандидатов наук, которые рвутся в доктора и которые занимаются именно этим. Причем весьма успешно – звание доцента они уже получили.

По новым правилам защиты диссертаций отбор рискует стать еще более неестественным. Когда преодолеть все препоны сможет только усидчивая серость, больше нигде не востребованная. А что касается высокопоставленных соискателей, то еще древние говорили, что законы – это паутина, которая удерживает лишь слабых, а сильные ее попросту прорывают.

Автор – редактор отдела «Общество»

"