Posted 20 января 2014, 20:00
Published 20 января 2014, 20:00
Modified 8 марта, 02:11
Updated 8 марта, 02:11
Наконец-то можно с чистой совестью поздравить Большой театр с Новым годом. Приняв флагман меньше семи месяцев назад после череды скандалов, включая кислотный, генеральный директор Владимир Урин первый раз предъявил миру громкое назначение во вверенном ему хозяйстве. Новым музыкальным директором главного театра России теперь будет Туган Сохиев.
В отличие от мировой, в российской системе координат это имя негромко. Беглая сводка его биографии укладывается в столбец: родился в Орджоникидзе (Владикавказе), учился в музыкальной школе и музыкальном училище, в том числе игре на национальной гармони. По стопам знаменитого земляка Валерия Гергиева поступил в Петербургскую консерваторию в класс каноника Ильи Мусина. Обратил на себя внимание на конкурсах имени Прокофьева и имени Чайковского, международную карьеру начал сразу, в 26 – дебютировал на сцене Метрополитен и недолго порулил Валлийской национальной оперой. Затем его пригласили в именитый Национальный оркестр Капитолия Тулузы, где через три года он стал музыкальным руководителем. Французы вообще-то очень не любят варягов у культурных штурвалов, тем паче после маэстро Мишеля Плассона, но вместе с «этим русским» оркестр, ничуть не растеряв специфики, пристрастился к русской музыке и сделал несколько примечательных записей. А молодой маэстро толково сочетал объем работ с приглашениями в другие знаменитые коллективы и, между прочим, стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра в Берлине. Сейчас ему 36, и он у руля старейшего в мире Большого театра России.
Для тех, кто в теме, это назначение не назвать полной неожиданностью. Даже в неупиваемом фонтане приглашенных артистов Мариинского черноглазый юнец выделялся серьезностью и основательным подходом – вспомните приготовленное им «Путешествие в Реймс», очаровавшее даже предубежденную к Мариинской молодежи Москву. Год назад дирижер Михаил Татарников, отшучиваясь на интервью, предложил вместо себя Сохиева – «он ведь в мире – ого-го!». Наконец, два месяца назад Сохиев вместе со своим капитолийским оркестром выступал в Москве, и то, что даже критики называют «шестым чувством», шептало внятно – продолжение будет. А уж когда в декабре, за десять дней до главной оперной премьеры, ушел со свята места в Большом Василий Синайский и на сайте для заинтересованных лиц даже появился баннер для голосования за кандидатуру муздиректора, Сохиев занял там строчку. И хотя он был предложен наравне с шестью другими претендентами, регулярные утечки информации из Большого уверяли, что шансов у него все больше и больше.
Что ж, Туган Сохиев – действительно дирижер мирового уровня с широкими горизонтами, он полон сил и похож на человека с крепкими нервами и трезвым пониманием ситуации. Все это ему очень пригодится, и он это знает. Что же до харизмы, то до дирижерского пульта «нехаризматики» добираются редко, а на стороне Сохиева еще обаяние и спокойная уверенность в своих силах. Европейские манеры и взгляды на мир не мешают увидеть его темперамент, да что там темперамент – волю к жизни уроженца Владикавказа. Наивно было бы ожидать от человека, бегло толкующего на английском и французском, про особенности звукоизвлечения у Стравинского, темного благоговения перед Большим или особого расшаркивания перед несомненно опекавшим его Гергиевым. Сохиев памятлив к учителям, любезен и вежлив. Но уважение к гению места в его тронных речах очевидно, так что он, похоже, так давно искомый главным театром «умеренный молодой». А уж международные котировки Большого с этим назначением точно пойдут в гору. Чем-то он похож на российское воплощение венесуэльца Густаво Дудамеля, яркого таланта из страны с неоднозначной репутацией. Только в случае Тугана Сохиева – в более глубоком и интеллигентном виде.
Автор – музыкальный обозреватель «НИ»