Причина, по которой Анатолий Сердюков еще не решил, полагается ему амнистия или нет, на самом деле проста. Как пояснил «НИ» юрист, член Межреспубликанской коллегии адвокатов Виктор Буробин, «амнистия предполагает прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям. Скорее всего, именно поэтому он до сих пор не ходатайствовал о применении к нему амнистии». По словам г-на Буробина, на данном этапе следствия Сердюкову «выгоднее знакомиться с материалами дела, с тем чтобы лучше знать, насколько серьезны доказательства обвинения».
Впрочем, даже в том случае, если вина бывшего министра будет установлена и доказана, серьезное наказание ему вряд ли грозит. Напомним, что инкриминируемая ему статья (ч. 1 ст. 293 УК РФ «Халатность») предполагает наказание в виде штрафа до 100 тыс. рублей, или 360 часов общественных работ, или арест сроком до трех месяцев. 16 декабря прошлого года расследование уголовного дела в отношении Сердюкова было завершено, то есть обвинений в более серьезных преступлениях ему удалось избежать.
Халатность же экс-министра заключается в том, что, по версии следствия, он в устной форме поручил своим подчиненным построить за счет бюджета министерства автомобильную дорогу от села Краса в Астраханской области до острова Школьный, на котором располагается некоммерческое партнерство «Житное», называемое местными жителями не иначе как «дача Сердюкова». Кроме того, по распоряжению бывшего министра также были проведены работы по обустройству территории «Житного». В результате действий Сердюкова государству, утверждает следствие, был причинен ущерб на сумму более 56 млн. рублей.
Несмотря на все это, эксперты уверены, что в случае ходатайства об амнистии, проект которой Госдума одобрила в конце декабря 2013 года, Сердюков полностью подпадает под действие этого документа: во-первых, как экономический преступник, во-вторых, как участник боевых действий – ведь именно он руководил военной операцией по «принуждению Грузии к миру» 8 августа 2008 года.
Российские парламентарии, в свою очередь, намерены провести собственное расследование действий бывшего министра. Об этом вчера во время пленарного заседания Госдумы заявил председатель профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Успеть сделать это, по словам депутата, необходимо до того, пока обвиняемые знакомятся с материалами дела, ибо после передачи их в суд парламентское расследование будет невозможно. «До 17 января мы попросили председателя СК РФ дать нам ответ о том, какие конкретно материалы изучаются, и после этого будет приниматься решение», – сообщил г-н Плигин.
Что касается г-жи Васильевой, то ей, по оценкам экспертов, «светит» не больше двух лет колонии общего режима. Загвоздка в том, что, согласно решению Верховного суда, «время пребывания под домашним арестом в любом случае должно учитываться в срок отбывания наказания». Если ее вина будет доказана, к тому времени может оказаться, что она ровно столько провела в заключении в своей элитной квартире в центре столицы, время от времени выходя на прогулки и посещая дорогие бутики.
С другой стороны, мало кто из экспертов сомневается в том, что вина ее будет доказана. «Дело «Оборонсервиса» закончится для нее тюремным сроком, пусть даже он будет не слишком серьезным, – заявил «НИ» Виктор Буробин. – Хотя бы по той причине, что Сердюков, по моему мнению, в итоге останется на свободе. Дело в том, что столь громкое дело не может окончиться совсем ничем. Фигуры масштаба Сердюкова в нашей стране принято считать людьми честными, введенными в заблуждение подчиненными. Хотя, я уверен, что серьезную федеральную должность Сердюкову уже не занимать. А вот госпожа Васильева, о которой много чего писали, скорее всего, какой-то срок получит. Маловероятно, что он будет условным, и маловероятно, что она отделается штрафом, то есть административным наказанием. Скорее всего, пока что она претендует на основную должность крайнего в этой компании».