Posted 12 января 2014, 20:00
Published 12 января 2014, 20:00
Modified 8 марта, 04:31
Updated 8 марта, 04:31
Уже доброй традицией стало воспевание сразу после новогодних праздников очередных достижений отечественной анимации. Уже который год фильмы одной и той же студии бьют рекорды в кинопрокате: в 2008-м «Илья Муромец» собрал 10 млн. долларов, в 2011-м «Шамаханская царица» – 19, в 2012-м «Иван Царевич» – 25 и, наконец, в 2013-м «Три богатыря на дальних берегах» достигли цифры в 31,5 млн. долларов.
В 2014-м счастливая полоса закончилась. «Иван Царевич и Серый Волк 2» получил около 17 млн. долларов. Это цифра для российского кино серьезная, но не сравнимая с ожиданиями. Одни говорят, будто на результат повлиял пиратский рынок и незаконные интернет-показы, другие считают, что просто по качеству фильм недотянул. Но обе версии звучат неубедительно. Пиратство и Интернет не первый год существуют, а что до качества, так нынешний «Иван» будет даже поинтереснее предыдущих фильмов. Тут и похищение Василисы Черномором, и полет на Луну, и ракета на курьих ножках, и отличный фантастический сюжет в духе Шекли о пространстве, где материализуются страхи… да что говорить, ради одного только вида из Космоса на Землю (которая покоится на трех слонах и черепахе) стоит это кино посмотреть. Другое дело, что, видимо, богатырями и Иванами русский зритель в принципе наелся. Точно так же, как некогда международный зритель наелся шреками.
Народнический проект («богатырская пенталогия» и два фильма про «Ивана Царевича») действительно легко сравнивать со «Шреками». «Богатыри» обозначили некую веху в истории русской кинотеатральной анимации (равно как и «Шрек» в истории мировой), вознесли свою студию на Олимп (как и «Шрек» начал это восхождение) и стали невероятно долгоиграющим проектом с множеством сиквелов. Однако еще больше, чем все эти формальные черты, роднит бренды некая, скажем так, интонация. Ирония, постмодернизм, высмеивание всего и вся, даже некоторая грубость. В первом десятилетии XXI века все это было актуально, так что «стеб» привлекал зрителей куда больше, чем классическая сказочная анимация. Однако к концу десятилетия международная мода на иронию в детском кино прошла. И хотя в России этот тренд продержался дольше, чем в западных странах (последние Шреки и Мадагаскары шли у нас на «ура!»), совсем оставаться в стороне от вселенских течений наш зритель все равно не может.
Так что к нынешним новогодним праздникам люди таки соскучились по правильным сказкам – с настоящим волшебством, с добром, побеждающим зло, с историями про любовь, благородство, дружбу, жертвенность. А поэтому ироничному «Ивану» российский зритель предпочел «диснеевскую» музыкальную и на первый взгляд совсем традиционную сказку «Холодное сердце». Мотивы из «Снежной королевы», ледяные дворцы, изящные наряды, красивые песни, любовные вздохи… «Холодное сердце» было отлично принято по всему миру, а в России стало просто-таки прорывным. Касса «Холодного сердца» составила почти 31 млн. долларов.
Что ж, если все так, то аниматорам нашим придется несладко. К сожалению, за годы «богатырского постмодернизма» почвы для создания новых мифов в России (в отличие от Америки), так и не возникло. Если зеленый орк разоблачил мультипликационную гегемонию принцев и принцесс с их хорошим тоном и безупречными манерами и расчистил тем самым пространство для разных иных героев вроде крыс и стариков, то «богатырская» революция имела, скорее, экономически-производственный характер. Стало ясно, что, оседлав международную моду и переселив ее на родную почву, наша анимация может достичь коммерческого успеха, однако не в силах создать того эстетически-философского фундамента, на который могли бы опереться другие аниматоры.
И сейчас, если предположить, что волна «богатырского» успеха уже опускается, наша полнометражная анимация возвращается, по сути, к ситуации 2004 года, когда «Алеша Попович» и «Князь Владимир», заявив о существовании полнометражных мультфильмов в России, показали и то, насколько сильно эти мультфильмы отстают от американских образцов.
Невесело, но закономерно: ведь легкий успех и не может длиться долго, а для формирования национального кино иронии недостаточно. Тут нужна утомительная и кропотливая работа, которая, впрочем, тоже понемногу ведется: в феврале выходит сиквел «Белки и Стрелки», создатели «Снежной королевы» обещают через год-два сделать «Снежного короля», во всю идет производство вторых полнометражных «Смешариков». Не такие успешные и востребованные, эти проекты на самом деле для нашей анимации не менее (а может, и более важны), чем лихие «богатырские» успехи. И если задуматься, минувший год принес все же великолепную анимационную «кассовую» новость: русская «Снежная королева» собрала в зарубежном прокате более 3 млн. долларов, и это тоже рекорд, пусть не такой заметный, но очень существенный.