Из-за отсутствия чемпионов мира Татьяны Волосожар и Максима Транькова только соревнования в парном катании получились в каком-то смысле неполноценными и не таили никакой интриги с точки зрения отбора в олимпийскую команду. Воспитанники Нины Мозер Вера Базарова – Юрий Ларионов и Ксения Столбова – Федор Климов изначально выглядели здесь явными фаворитами. Зато во всех остальных видах непредсказуемости и напряжения было в избытке. Взять хотя бы турнир танцевальных дуэтов, где третье место досталось не участникам чемпионатов Европы и мира Екатерине Рязановой и Илье Ткаченко, а вчерашним юниорам Виктории Синицыной и Руслану Жиганшину. Да и выступление Елены Ильиных с Никитой Кацалаповым (которые по традиции, ставшей уже, к сожалению, печальной, не смогли избежать ошибок) добавило перчинки в их спор с Екатериной Бобровой и Дмитрием Соловьевым за титул первой пары России.
Но все это меркнет на фоне главного события – поражения Евгения Плющенко. Великий фигурист был очень близок к 11-му титулу чемпиона страны, но уступил 18-летнему воспитаннику Елены Буяновой (Водорезовой) и Татьяны Тарасовой – Максиму Ковтуну. Последний, кстати, проявил себя в Сочи настоящим бойцом. «Нужно занимать либо первое место, либо уже не важно какое», – так настраивался Ковтун. А у Плющенко, судя по всему, просто не хватило сил. А может, он переоценил свои возможности. Олимпийский чемпион не скрывал, что приехал на соревнования не в лучшей форме, но в короткой программе он довольно уверенно справился с прыжковыми элементами. Нельзя было не заметить, что топовый у мужчин каскад – «четыре плюс три» – был исполнен без видимых усилий. Другое дело, бросались в глаза недочеты в так называемых компонентах, в тех же вращениях. А в произвольной программе Плющенко наошибался и в прыжках. Прежде нечто подобное произошло с ним лишь однажды – на чемпионате мира-2000 в Ницце, где он вчистую проиграл «золото» Алексею Ягудину.
Но печальнее всего даже не сам факт поражения – в конце концов, учитывая всю историю очередного возвращения Евгения, можно сделать скидку на то, что ему не хватило времени, чтобы набрать форму. Настораживает вообще ситуация, которая сложилась в нашем мужском одиночном катании за полтора месяца до начала Игр-2014. Ведь главный вопрос – примет или не примет Плющенко участие в своей четвертой Олимпиаде, остается по-прежнему открытым.
После произвольного проката сам фигурист заявил, что планирует выступить в олимпийском Сочи только в командном турнире, а в личных соревнованиях готов уступить свое место Ковтуну. Но у России на грядущей Олимпиаде только одна лицензия в мужском одиночном катании, а замена одного спортсмена на другого будет разрешена только в случае серьезных медицинских показаний.
«Не все спортсмены точно знают правила. Евгений это сказал на эмоциях, – прокомментировал ситуацию генеральный директор Федерации фигурного катания России Валентин Писеев. – Дальнейшее развитие событий будет зависеть от здоровья Плющенко. Окончательное решение насчет того, кто у нас будет на Олимпиаде основным участником, а кто запасным, примем после чемпионата Европы». Писеев также добавил, что на сегодняшний день именно Ковтун является главным претендентом на единственную российскую олимпийскую лицензию.
Так что самое интересное, по-видимому, еще впереди. Плющенко, еще перед чемпионатом страны объявивший о том, что не планирует участвовать в первенстве Европы (оно пройдет в Будапеште 13–19 января), заявил в Сочи, что теперь, возможно, они с тренером пересмотрят свои намерения. Алексей Мишин подтвердил эту информацию, сообщив, что данный вопрос будет обсуждаться с ФФКР и министерством спорта.
Что же до Ковтуна, то на вопрос журналистов, готов ли он выступать на Олимпиаде и в командном и в личном турнирах, новоиспеченный чемпион страны ответил достаточно уверенно: «Да». А потом сказал: «Перед началом сезона мы писали в планах, какие места нужно занимать на соревнованиях. На этапах Гран-при наметили первое-второе места, в финале – третье–пятое, а на чемпионате России – первое-второе. Все идет по плану. И это несмотря на нехватку времени и всеобщее неверие в меня».
В общем, ждем Будапешта…