Председатель «Общественного комитета по правам человека» Тамара Квитковская обратилась в Следственный комитет РФ с просьбой возбудить уголовное дело против режиссера Константина Богомолова, спектакль которого – «Идеальный муж» – вызвал возмущение «православной общественности». К слову, г-жа Квитковская и раньше неоднократно, но безуспешно, жаловалась блюстителям закона на деятелей культуры. Так, религиозные чувства «оскорбляли», по ее мнению, галерист Марат Гельман, писатель Виктор Ерофеев и даже книги о Гарри Поттере.
На этот раз г-жа Квитковская в тексте заявления на имя главы Следственного комитета Александра Бастрыкина просит возбудить уголовное дело по ст. 282 («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») и ч. 1 ст. 148 («воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий»). По ее мнению, спектакль Константина Богомолова «Идеальный муж» «содержал ряд сцен, направленных на грубейшее унижение человеческого достоинства православных граждан… и на возбуждение религиозной вражды». Среди всего прочего, активистку смутила «сцена, изображающая распятую на кресте голую женщину с очевидной и явной аллюзией (семантической отсылкой) к христианскому распятию, то есть издевательски пародирующая христианское распятие». Автор заявления просит г-на Бастрыкина «незамедлительно прекратить демонстрацию указанного спектакля, добиться признания в судебном порядке указанной сцены (а равно ее видеозаписи) экстремистским материалом». Г-жа Квитковская настаивает, что «ввиду особой социальной опасности описанного выше преступления» Константина Богомолова, его следует взять под стражу.
Отметим, что постановки Константина Богомолова уже не первый раз подвергаются нападкам со стороны защитников чувств верующих. В частности, в конце ноября два православных активиста попытались сорвать показ спектакля «Идеальный муж» на сцене МХТ имени Чехова.
По мнению актрисы Оксаны Мысиной, от подобных выступлений православных активистов институт церкви теряет собственное лицо: «Я в ужасе от того, что кто-то пытается диктовать, как художник должен работать, жить и чем дышать. У церкви свои задачи, а театр – светское учреждение, прежде всего. И это две не связанные друг с другом стихии. Поэтому то, что они себе позволяют, как мне кажется, плохо сказывается, прежде всего, на них самих: они выглядят какими-то скандалистами, лезущими не на свою территорию. Это большая глупость и очень опасно для общества. Это разжигает глупые и неправильные страсти». По мнению актрисы, люди, занимающиеся творчеством, делают все очень осознанно: «Они не какие-то сумасшедшие, которые изгаляются как хотят, как иногда это воспринимают люди, которые не понимают, кто есть настоящий творец. Константин Богомолов высоко образованный человек, философ. Думаю, он найдет аргументы, чтобы ответить на предъявляемые ему претензии однозначно. Я не сомневаюсь, что он докажет свою правоту перед этими людьми, которые не могут отличить зерна от плевел. И, думаю, против него не последует никаких санкций».