По мнению г-на Топилина, руководителю компании нужно регулярно получать информацию о том, что происходит в его вотчине. Этим должно озаботиться специальное подразделение в рамках компании – «антикоррупционный спецназ». Оно обязано сообщать руководству обо всех происшествиях и собирать информацию о фактах коррупционного поведения. Особенно тщательно оно должно следить за обменом деловыми подарками, представительскими расходами, благотворительными пожертвованиями и вознаграждениями внешним консультантам. «Именно здесь, как показывает практика, наиболее удобно прятать коррупционные платежи», – утверждает министр. По его словам, любой бизнес-процесс имеет риск попасть под определение «коррупция», поэтому каждый руководитель бизнеса должен определиться с тем, как минимизировать риск.
В качестве вариантов в рекомендациях Минтруда предлагается вести аудио- или видеозапись переговоров сотрудников, использовать другие методы слежки и докладывать о них в правоохранительные органы. «Необходимость сообщения в правоохранительные органы о случаях коррупционных правонарушений, о которых стало известно организации, может быть закреплена за лицом, ответственным за предупреждение и противодействие коррупции в данной организации», – говорится в методичке ведомства. Кроме того, организациям рекомендуется воздерживаться от каких-либо санкций в отношении своих сотрудников, сообщивших в правоохранительные органы информацию о подготовке или совершении коррупционного правонарушения. Другими словами – не наказывать «стукачей».
Впрочем, Минтруд не настаивает на обязательном исполнении своих рекомендаций. По словам г-на Топилина, их не следует воспринимать как призыв предпринимателям рекрутировать штатных осведомителей и создавать нервозную обстановку среди сотрудников компании. «Мы не рекомендуем ничего, что шло бы вразрез с логикой поведения нормального человека, когда он сталкивается с чем-то противоправным, представляющим опасность для общества, коллектива, лично для себя. Практика информирования для отечественного бизнеса вовсе не является экзотикой: крупный бизнес уже ввел такой институт, и он действует», – подчеркнул министр.
По мнению председателя комитета по трудовым отношениям и охране труда МГО «ОПОРа России» Дмитрия Третьякова, Минтруд просто хочет находиться в общем тренде борьбы с коррупцией. Для бизнеса это показатель того, что власти работают по всем фронтам и Минтруд не отстает от силовых ведомств. «Практического применения методические рекомендации вряд ли получат, потому что технологии получения информации настолько далеко ушли вперед, что методы Минтруда – это вчерашний день», – рассказал г-н Третьяков «НИ».
По словам специалиста, внутренние службы безопасности компаний и сейчас ведут работу по сбору коррупционных фактов, однако они полностью подчиняются руководству компании, которое решает, что делать с данной информацией. «Бизнес более восприимчив к таким правонарушениям и всегда найдет методы борьбы с ними. Вопрос совершенно в другом – большая часть бизнеса берет за пример работу крупных публичных компаний России, где факты коррупции очевидны. И если им это дозволено, то почему остальным нельзя?» – говорит г-н Третьяков.
Как рассказал «НИ» генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов «Союз профсоюзов России» Сергей Храмов, традиционное понимание коррупции – это взятка должностному лицу. Методические рекомендации Минтруда скорее касаются злоупотреблений должностными полномочиями со стороны сотрудников частных компаний. По его мнению, Минтруду стоит обратить внимание на слишком большую власть, которую сейчас имеют руководители компаний. «Если Минтруд полагает, что всем миром необходимо бороться с вещами, которые находятся в исключительной компетенции хозяина предприятия, ведь именно он определяет размер представительских расходов, сумму, затрачиваемую на подарки или на проведение корпоративов, то кто же позаботится о сотрудниках таких предприятий?» – задается вопросом эксперт.
Что касается методов слежки за сотрудниками, то сейчас, по словам собеседника «НИ», они распространены повсеместно и этим уже никого не удивишь. Однако слежка – это не только аморальный метод, но еще и незаконный, и его можно всегда оспорить в суде. «Инструкции, подобные методичке Минтруда, должны рассматриваться в комплексе с ограничениями прав работодателей», – полагает г-н Храмов.