Posted 12 декабря 2013, 12:19

Published 12 декабря 2013, 12:19

Modified 8 марта, 04:42

Updated 8 марта, 04:42

Вопрос строительства дублера Щелковского шоссе уперся в «Лосиный Остров»

12 декабря 2013, 12:19
Вопрос строительства дублера Щелковского шоссе уперся в «Лосиный Остров»

Чтобы проложить новую трассу на Щелково, придется пожертвовать примерно 100 гектарами национального парка «Лосиный Остров», подсчитали власти. Они обещали компенсировать ущерб природе присоединением к парку равнозначных территорий, но уже со стороны области. Для этого нужно получить согласие Подмосковья. Минприроды МО устно заявило, что может пойти на компенсацию массива «Лосиного острова» за счет Монинского военного и Чкаловского лесничеств, но с официальным ответом Подмосковье пока медлит.

Минприроды и Росавтодор просят губернатора Московской области Андрея Воробьева ускорить принятие решения и выделить требуемые участки, рассказывает «Коммерсантъ». Фактически от воли Подмосковья зависит судьба Москвы, так как реконструировать Щелковское шоссе на территории столицы без строительства его продолжения за МКАД бессмысленно. Пропускная способность существующей федеральной магистрали составляет 25 тыс. автомобилей в сутки. Реально по ней ежедневно пытаются проехать около 80 тыс. машин. Сейчас Щелковка является одной из самых загруженных трасс Подмосковья, но план реконструкции дороги до сих пор даже не согласован.

Пустить под топор часть «Лосиного Острова» (по данным «Ъ» вырубить придется порядка 100 га) - не единственный способ проложить требуемую трассу. Но остальные варианты еще более болезненны: это снос нескольких микрорайонов (около ста домов) или прокладка дороги через охранную зону одного из водоемов, вода которого идет на нужды местных жителей. Лес признают наименьшей жертвой. Правда, для этого проекта тоже придется сносить жилые дома (около МКАД), но всего семь.

«В ходе поиска компромиссного решения лучшего проекта, чем тот, на котором пока остановились, ни одно ведомство не предложило. Однако решение по данному проекту еще не принято», - приводит агентство «Прайм» слова представителя Федерального дорожного агентства (Росавтодора).

«Мы понимаем, что расширить Щелковское шоссе проблематично, - заявил заместитель главы Минприроды Ринат Гизатулин. - И готовы пойти на изменение границ Лосиного Острова, но только при существенном увеличении площади национального парка». Министерство говорит о возможном присоединение к национальному парку территорий областных лесничеств общей площадью примерно 5 тыс. га. То есть в конечном итоге площадь национального парка может увеличиться на 50%.

На эту концепцию есть возражения у комитета лесного хозяйства Московской области. Его глава Евгений Трунов отмечает, что недопустимо компенсировать вырубаемую территорию парка неравнозначными присоединяемыми участками: «Если изымается 1 га леса, то присоединяется тоже 1 га, а не тысяча».

Пока дорожное агентство никаких строительных работ по проекту не начало. Информацию о возможной вырубке 100 га оно опровергает. «Проект, который находится на обсуждении, проект предполагает захват всего 32 гектаров в случае, если будет принято решение об изменении границ парка», - уточняют в пресс-службе Росавтодора.

В Минэкологии Подмосковья на вопросы журналистов о реакции областных властей на решение по парку осторожно сообщили, что «правительство Московской области готово оказать содействие в решении вопроса расширения территории национального парка в рамках имеющихся полномочий», пишет ИТАР-ТАСС. Более определенно областные чиновники пока не высказались. Лишь сослались на существование федерального закона об особо охраняемых природных территориях, который регламентирует вопрос изменения границ национального парка, в том числе расширения его территории за счет других земель.

Власти медлят с принятием решения по парку, понимая, что экологи его не одобрят. «Проблема во фрагментации национального парка: убивается вся экосистема, - считает руководитель лесной программы «Гринпис России» Алексей Ярошенко. - Кроме того, Лосиный Остров не случайно имеет особую ценность именно для Москвы. Вырубаемые со стороны города леса имеют большее значение, чем куски, присоединяемые со стороны Мособласти».

Слишком поспешные решения либо утаивание информации по проекту могут привести к скандалу и массовым протестам защитников леса, как это было в Химках при прокладке трассы Москва – Санкт-Петербург. Экологическое движение в Подмосковье достаточно мощное. Все чаще защитникам леса удается отстоять деревья и спасти парки, скверы и природные зеленые массивы от застройки. В случае с Химкинским лесом власти сумели-таки дожать ситуацию и прорубить трассу, но с тех пор общественники успели набраться и опыта, и решимости. И неудачное решение по «Лосиному Острову» может обернуться куда большим скандалом.

Подпишитесь