Posted 24 ноября 2013, 20:00
Published 24 ноября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:53
Updated 8 марта, 04:53
Не секрет, что украинский квинтет у нас любят – практически «наша» группа, с начала «нулевых», то есть с момента, когда официальным образом в России был выпущен второй номерной альбом «Янанебiбув». Тогда это еще была группа клубная (уровня «Шестнадцати тонн», например) или фестивальная. Потенциал чувствовался, но до стадионов было далеко. Но именно с тех пор у российских и украинских меломанов даже происходит шутливый спор – чья это группа. Украинские соседи вроде как нас ревнуют к своим: «Москали забрали лучшее!» Это ерунда, конечно. Но факт тот, что прижились. И если десять лет назад коллектив из города Львова рассматривался как часть некой «новой украинской волны» (которая оказалась не такой уж мощной), то сейчас об этом никто не вспоминает. Характерно, что никто из группы, ни из старого состава, ни из нового, ни сам лидер Святослав Вакарчук ровным счетом ничего не сделали для того, чтобы влюбить в себя русских. Никаких заигрываний, никаких песен на русском языке – только изобилующий полонизмами львовский диалект, который и не каждый киевлянин поймет сразу.
«Я вообще не могу сочинять стихи на русском. У меня русский неродной», – говорит Вакарчук безо всякого акцента. Плюс они играли на Майдане во время «оранжевой революции». Плюс Вакарчук был депутатом Рады. И что? Да ничего. На родине у группы «Океан Ельзи» есть какой-то политический флер. Здесь – нет. Просто веселая/лиричная рок-группа. Прошедшие в Москве два концерта это еще раз подтвердили. Событие неординарное даже чисто статистически: два дня – аншлаги. Два дня группа играла часа по три, устроив тотальный прогон всех более-менее заметных песен. Перечислять смысла не имеет. Каждый, похоже, услышал то, что хотел.
В этот раз событие подогревалось тем, что Вакарчук сотоварищи (включая нового товарища, сербского гитариста Владимира Опсеницу) в турне с новым альбомом «Земля». Это, в общем, образцовый «Океан»: легкий драйв, светлая меланхолия… И все песни – разные. «Джульетта» – меланхолия и нисходящий рифф в духе Travis. А «На небi» – просто метит в новые хиты. В «З нею» – очень классный, мощный басовый рифф. То есть сыграй они просто весь альбом целиком – уже прекрасно. Группа, однако, зарядила бесконечный по продолжительности и просто убойный по энергетике сет, в котором смешались хиты из всех альбомов. Кое-что переаранжировано для живого гитарного исполнения, как «Kiшка» с электронной «Cуперсiметрией». Некоторые песни «склеили» с помощью псевдовосточных вокализов Вакарчука (в свое время он говорил, что в машине слушает индийские раги в исполнении Рави Шанкара).
Публика почти каждую песню воспринимала с восторгом: хлопали, подпевали... На новой песне Rendez-vous юные феншы размахивали плакатиками с изображением игральной карты трефовой масти с надписями «О.Е.» и Rendez-vous. Какой-то свой фанатский код, видимо. Мощная баллада «На небi» в концертной версии – с гитарным заходом Опсеницы – оказалась еще лучше. Также хорошо пошли «Обiйми» и «Стрiляй». И никаких политических моментов. Не считать же таковыми «Незалежность» и то, что песню «Без бою» Вакарчук предварил речью о том, что на его родине ее просили исполнить, поэтому «не мог не спеть». Ради бога: для нас «Без бою» лишена какой-либо «оранжевой» окраски. Песня про любовь, каковой она и является.
Только ленивый не сфотографировал и не выложил в «Фейсбук» огромный экран, на котором мелькали буквы «Я не здамся без бою». Но это действительно выглядело драматично: просто и эффектно. Как и вообще все визуальное оформление. Но главный спецэффект, конечно, сам Вакарчук, который носится по сцене, падает на колени, голосит что есть мочи, а белая рубашка на его груди как бы невзначай расстегивается.
Во времена альбома «Вночi», сольного квазиджазового эксперимента Вакарчука, певец обмолвился в интервью, что он «в шестнадцать лет мечтал стать рок-звездой, в тридцать стал мечтать перестать быть ею». Мечтать не вредно. Но теперь все равно не получится!