Как сообщило аналитическое агентство Digit, в третьем квартале этого года средняя цена минуты (АРРМ) крупнейших мобильных операторов увеличилась на 0,5 копейки. В результате абоненты российских сотовых сетей заплатили на 300 млн. в месяц больше, чем в прошлом году, за тот же объем услуг.
Аналитики отметили, что подорожало обслуживание всех крупных мобильных операторов. Из отчетов за третий квартал 2013 года видно, что средняя цена минуты их услуг составила 1,045 рубля, в то время как в третьем квартале 2012 года – 1,04 рубля. В частности, у «МегаФона» цена минуты увеличилась до 1,14 рубля, что больше показателя как аналогичного периода 2012 года, так и начала 2013 года (1,1 рубля и 1,07 рубля соответственно). Цена услуг «Билайна» выросла с 1,18 рубля на начало года до 1,2 рубля в третьем квартале, хотя и снизилась по сравнению с уровнем, который был год назад (1,25 рубля). У МТС средняя цена минуты с начала года не изменилась и составила 0,95 рубля, однако выросла по сравнению с третьим кварталом 2012 года, когда она составляла 0,92 рубля. Эксперты Digit обращают внимание, что в предыдущие годы показатель АРРМ, напротив, стабильно снижался.
Помимо повышения цен, маркетологи зафиксировали еще одну тенденцию на рынке сотовой связи – абоненты стабильно увеличивают количество потребляемых услуг. Так, в этом году на одного клиента МТС в месяц приходится 337 минут против 332 минут в 2012 году. На абонента «Билайн» – 290 минут против 282 минут. Исключением тут стал «МегаФон», востребованность которого сократилась, правда, ненамного – в 2013 году клиенты компании провели 300 минут в сети против 301 минуты годом ранее.
Заявление маркетологов Digit о том, что сотовая связь в стране подорожала впервые, является весьма неоднозначным. Во-первых, заметное повышение цен на разговоры по мобильному телефону уже было зафиксировано в годы, последовавшие за кризисом 2008 года. Справедливости ради заметим, что в кризис операторы постарались цены снизить. Более того, декларируемое сотовыми компаниями снижение тарифов нередко оборачивается завуалированным их повышением. Этому способствуют и всевозможные условия договора, которые потребитель зачастую ленится читать, и привычка некоторых операторов в одностороннем порядке и без предупреждения менять условия контракта, и банальное исчезновение денег со счета. В итоге получается, что расценки операторов вроде бы снижаются, но в то же время расходы россиян на мобильную связь в лучшем случае остаются на том же уровне, а в худшем – повышаются. Достаточно вспомнить весьма курьезную ситуацию 2006 года, зафиксированную Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), когда входящие звонки стали бесплатными, а расходы абонентов либо не изменились (57%), либо увеличились (19%). Лишь 16% респондентов тогда смогли сэкономить на разговорах благодаря этой мере.
КСТАТИ
|