Posted 11 ноября 2013, 20:00
Published 11 ноября 2013, 20:00
Modified 8 марта, 04:37
Updated 8 марта, 04:37
Преображенский суд своим определением от 8 ноября отказался пересматривать отмену усыновления двух сирот Глеба и Полины супругами Агеевыми, сообщил вчера бывший приемный отец Антон Агеев. По его словам, суд нарушил статью 392.4.4. Гражданского процессуального кодекса, согласно которой решение ЕСПЧ считается новым обстоятельством, на основании которого судебное постановление, вступившее в законную силу, может быть пересмотрено.
Антон Агеев утверждает, что Преображенский суд проигнорировал мнение представителя уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина: «Он просил удовлетворить наше заявление, считая пересмотр решения об отмене усыновления направленным на защиту прав и законных интересов детей». По словам бывшего приемного отца, даже прокурор полагал, что заявление о пересмотре решения подлежит удовлетворению.
«Мы на этой неделе подадим жалобу в Мосгорсуд», – сказал «НИ» Антон Агеев. В определении Преображенского суда сказано, что решение ЕСПЧ «не содержит прямого указания на необходимость пересмотра решения национального суда, восстанавливая при этом нарушенные права заявителей». Однако Антон Агеев уверяет в обратном: «Такое указание содержится в решении ЕСПЧ».
Напомним, супругов Антона и Ларису Агеевых в марте 2009 года обвинили в жестоком обращении с их приемным сыном Глебом. Скандал разгорелся после того, как трехлетний мальчик был доставлен в больницу с ожогами и множественными повреждениями лица и тела. Сотрудники органов опеки настаивали, что приемная мать Глеба неоднократно истязала ребенка, а отец пытался скрывать действия супруги. 17 июня 2009 года усыновление сирот Глеба и Полины было отменено Преображенским судом Москвы.
Супруги Агеевы с самого начала отвергали все обвинения в свой адрес. Однако в ноябре 2010 года Видновский городской суд Московской области приговорил Ларису Агееву к 1 году и 8 месяцам исправительных работ за неисполнение обязанностей по воспитанию детей, а ее мужа оправдал. 18 апреля 2013 года ЕСПЧ признал решение об отмене усыновления нарушающим Европейскую конвенцию по правам человека, указав на необоснованное вмешательство в семейную жизнь. ЕСПЧ присудил России выплатить супругам Агеевым компенсацию в размере 55 тыс. евро и 12 тыс. евро судебных издержек.
С момента отмены усыновления дети Глеб и Полина находятся в детдоме и, по утверждению Агеевых, просят вернуть их приемным родителям. «Мы постоянно видимся с детьми один-два раза в неделю и думали, что решение Европейского суда наконец поможет им обрести дом», – сказал Антон Агеев.
«В параграфе 244 постановления Европейского суда по делу Агеева суд указывает, что наиболее адекватным способом восстановления нарушенных прав было бы пересмотреть решение на национальном уровне. Эта рекомендация не является юридически обязательной. Формально суд имел право отказать. Однако если почитать текст, то иного способа восстановления справедливости, кроме пересмотра дела, нет. Поэтому фактически можно говорить о неисполнении постановления ЕСПЧ», – сказал «НИ» юрист правозащитного центра «Мемориал» Фуркат Тишаев.
Г-н Тишаев утверждает, что отказ судов в праве на пересмотр решений после вердикта ЕСПЧ стал тенденцией: «Российские суды не воспринимают постановления ЕСПЧ как что-то очень важное и имеющее юридическую силу».
«Внутренние законы, получается, у нас работают, а внешние – нет. Эта практика двойных стандартов может плохо сказаться и на других семьях, которым решение ЕСПЧ могло помочь», – сказал «НИ» руководитель проекта «Успешные сироты» Александр Гезалов.